Россию можно назвать демократической страной лишь формально
Можно понять американцев, ворчащих, что наша президентская гонка превращается в бесконтрольный, тянущийся до бесконечности 'марафон'. Однако по сравнению со зловещим фарсом, который в России называют президентскими выборами 2008 г., недостатки нашей избирательной системы покажутся мелочью.
При президенте Владимире Путине политологам и кремлевской пресс-службе приходится изобретать новые термины для описания системы государственного управления в России. После его прихода к власти в 2000 г. речь шла об 'управляемой демократии'. Это был более 'добродушный', смягченный вариант формулировки самого Путина: бывший сотрудник тайной полиции поначалу заявлял, что намерен установить 'диктатуру закона', К сожалению, так все и вышло, причем основной акцент все больше делался на слове 'диктатура', а не на слове 'закон'. На официальном же уровне 'управляемую демократию' заменили на 'суверенную'.
Это 'кремлевское изобретение', как выразилась Маша Липман (Masha Lipman) из Фонда Карнеги, 'содержит сразу две идеи: во-первых, в России существует демократический строй, и, во-вторых, это утверждение следует принимать безоговорочно. Любые попытки проверить его обоснованность будут восприниматься как недружественный шаг и вмешательство во внутренние дела России'. Иными словами, любые сомнения в правдивости заявлений Кремля о демократии в стране будут трактоваться как недопустимое покушение на российский суверенитет.
Официальные представители российских властей и кремлевские политтехнологи сполна используют тот факт, что простым гражданам других стран о происходящем в России почти ничего не известно. Они пытаются ставить знак равенства между российской 'суверенной демократией' и нормальными демократическими процедурами. Но это не так. И чтобы поддерживать эту иллюзию, кремлевским пропагандистам приходится трудиться сверхурочно.
Выступая в начале июня в передаче Дианы Рем (Diane Rehm) на вашингтонской радиостанции WAMU, Андрей Ситов, представляющий в американской столице государственное информационное агентство ИТАР-ТАСС (то есть этот человек - официальный представитель государства, выдающий себя за корреспондента), изображал выборы в России как некое подобие президентской гонки в США. 'Фаворитов сегодня двое, - заявил он. - Это первые вице-премьеры [Сергей Иванов и Дмитрий Медведев]. Существует интригующая вероятность, что Путин скажет народу: 'Я поддерживаю обоих - выбирайте сами''. Далее Ситов объяснил, как эти двое будут бороться за голоса российского электората - точно так же, как это делают американские кандидаты в президенты после выдвижения своими партиями.
Американские участники ток-шоу запротестовали против подобного передергивания - они объяснили, что Медведев, петербургский юрист и бывший глава Администрации президента, и Иванов, бывший министр обороны и старый путинский приятель по КГБ, входят в одну и ту же правящую клику, неуклонно усиливающую контроль над российским обществом.
В Америке, пояснил Майкл Макфол (Michael McFaul) из Стэнфордского университета, аналогичная ситуация возникла бы, 'если бы Джордж У. Буш решил, что кандидатами на выборах должны быть Карл Роув (Karl Rove) и Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), а всех представителей оппозиционной Демократической партии исключили бы из гонки. Во-вторых, все телестанции, от которых россияне получают информацию о политических событиях, либо принадлежат государству, либо контролируются им. Таковы реформы, которые Путин осуществил на посту президента России'.
К сожалению, подобные дискуссии происходят слишком редко - и почти всегда за пределами самой России. Один из тех немногих, кто высказывается в полный голос - известный политик-реформатор Борис Немцов, занимавшей при Борисе Ельцине пост вице-премьера, а затем, в ходе 'оранжевой революции', консультировавший украинского президента Виктора Ющенко. В статье, опубликованной недавно в уважаемой российской газете 'Ведомости', Немцов не выбирает выражений:
Противно смотреть на 'Первом канале' программу 'Время' позднего брежневского периода. Противно, что с телевидения медленно, но верно убирали - и наконец убрали всех известных журналистов, имеющих мнение, отличное от того, которое нужно. Противно, что 'питерские' под разговоры о госуправлении и госконтроле сели на миллиардные потоки. Противно, что уровень коррупции при Путине вырос по сравнению с ельцинским периодом в два раза и в последние годы Россия по данному показателю занимает позорные места в рейтингах.
Противно, что бьют дубинками ни в чем не повинных граждан, выходящих на улицу со справедливыми требованиями. Противно, что во всех кабинетах висит один и тот же портрет. Противно, что на одобренные в Кремле митинги студентов свозят по разнарядке. Становится просто тошно от того, что после разгула казарменного бандитизма : министр обороны и в его же лице лучший друг президента Сергей Иванов получает повышение до первого вице-премьера правительства и становится одним из двух преемников. Противно, что процветающая Москва выглядит метрополией, а вся остальная Россия - колонией, из которой высасывают ресурсы для первопрестольной.
И главная беда, что никто по поводу этой практики не может даже высказаться вслух. Молчи - а то хуже будет, не твое дело. Мерзко, что мнение людей уже ничего не значит. Хотите выбирать - пожалуйста. Вот кого мы вам укажем, того и выбирайте. Раньше было 100 млн избирателей, теперь один. Противно и то, что смирились с этим, что выберут преемника, кто бы это ни был, лишь бы Путин его по плечу похлопал. По данным последних статистических опросов, под 40% россиян готовы проголосовать за того кандидата в президенты, которого укажет Путин'.
Российские выборы 2008 г. скорее всего будут строиться по принципу: 'Вот вам новый начальник, он ничем не отличается от старого'. Их результатом - не по форме, а по сути - станет избрание Путина на третий срок: ведь у власти останется та же банда 'чекистов'.
Более того, новый президент постарается продемонстрировать, что он, как и Путин, способен править 'железной рукой'. Значит, на повестке дня - воинственный настрой и поиски 'козлов отпущения', перерастающие рамки здравого смысла. Представление о том, что нас ждет впереди, дает гневная тирада, которой Ситов из ИТАР-ТАСС разразился под конец ток-шоу на WAMU (ему мог бы позавидовать сам ультранационалист Владимир Жириновской). 'Путинский курс будет продолжен, - заявил Ситов. - Вот что он говорит будущей американской администрации: 'Знайте, старые добрые времена, когда вы могли лгать России, грабить Россию, топтать Россию - эти времена прошли''.
В 1995 г. Анатолий Добрынин, много лет занимавший пост советского посла в США, опубликовал свои мемуары под названием 'Сугубо доверительно'. В рецензии на них в журнале Foreign Affairs Стивен Мерит Майнер (Steven Merritt Miner) отмечал: 'Прочтя эту объемистую книгу, испытываешь гнетущее беспокойство. В качестве объяснения распада СССР Добрынин выдвигает очередную теорию об 'ударе в спину'. Пока трудно сказать, насколько эта точка зрения распространена среди российской элиты. Однако эти настроения - порождающие ощущение, что вас предали, ксенофобию и ностальгию по утраченной империи - небезопасны. Остается надеяться, что они не станут господствующей идеологией'.
Сегодня, двенадцать лет спустя, можно сказать со всей очевидностью - они стали господствующей идеологией, и останутся таковой в ходе 'третьего срока' президента Путина.
Рейбен Ф. Джонсон - эксперт по российской политике
____________________________________
Взлет и парение мистера Злодея из Москвы ("The Sydney Morning Herald", Австралия)
Что стоит за словами Путина о преемнике? ("The Washington Post", США)