Наш первый день на пляже в Греции проходил под неумолчный аккомпанемент русской речи: персонал детского клуба сплошь состоял из дружелюбных девушек родом из Санкт-Петербурга, а вечером представление заезжей труппы, исполнявшей балетные номера под мелодии Фрэнка Синатры, оживили коренастые 'минигархи': услышав My Way, они тут же принялись подпевать. Тип, расположившийся прямо перед моим мужем, - живая гора мускулов с короткой стрижкой и в майке с черепом и костями - постоянно комментировал происходящее на сцене, и вот что интересно: никто из нас не предложил ему заткнуться.
Сегодня везде, где традиционно проводят отпуска европейцы, появился новый - и, несомненно, самый заметный - контингент отдыхающих: русские. Если этим летом вы собираетесь на юг Франции, в Турцию, Грецию, или на итальянское побережье, вам не избежать встречи с ордами пришельцев с востока. Представители туристической индустрии не знают, радоваться им, или горевать: так, любители семейного отдыха теперь обходят стороной некоторые турецкие курорты - им хватило с избытком знакомства с широтой русской души (пьяные отдыхающие, прыгающие в бассейн прямо в одежде - это еще цветочки). Владелец греческого отеля, где мы остановились, рассказал, как один русский пожелал забронировать в его комплексе сразу три самых дорогих люкса, и на реплику о том, что в одном из таких номеров вполне хватит места для целой семьи, ледяным тоном ответил: 'Не для моей'. Другой каждую минуту бросал на стойку бара банкноту в пять евро, чтобы бармен обслуживал только его одного.
Но мне, в общем, нравилось отдыхать в окружении русских. Во-первых я много лет прожила в странах бывшего Восточного блока и самой России, и до сих пор с приятным удивлением вижу людей оттуда, наконец получивших возможность свободно выезжать за рубеж - пусть даже их поведение нам не всегда приятно. В Лондоне на наше отношение к русским несомненно влияют облюбовавшие город сверхбогачи. Но за другими русскими наблюдать не менее интересно. Мы видели, например, мать с тремя дочурками, одетыми в одинаковые белые платьица, - прямо маленькие 'три сестры' - игравших в салочки на морском берегу. А чего стоит тоненькая блондинка с капризным личиком, щеголявшая с утра до вечера в бикини и босоножках на высоченных каблуках: ей нравилось дефилировать кошачьей походкой по вестибюлю отеля. Если мы не видели 'девушку-щепку', возникало ощущение, будто чего-то не хватает.
Наблюдать за русскими - занятие не новое; в свое время, насмотревшись на них на юге Франции, Томас Манн создал в 'Волшебной горе' знаменитый образ мадам Шоша, в платье с газовыми рукавами - этот ускользающий символ сексуального желания.
Сегодня же я начинаю гадать, откуда родом эти русские туристы, кто их родители, какие превратности судьбы им довелось пережить. Так, мы наблюдали, как одетая с иголочки сибирская красавица и ее муж с 'ролексом' на запястье устраиваются за столиком в дорогом ресторане. Сопровождавшая их теща выглядела так, будто ее вытащили прямо из цеха тракторного завода, и, похоже, была просто ошеломлена тем, что ее обслуживает официант.
В общем, теперь мы на каждом шагу видим новую Россию - а порой еще и напоминания о России прежней.
_____________________________________
Все жалуются на русских! ("Lietuvos zinios", Литва)
Russkije idut! ("Stern", Германия)