Латвия опровергает утверждения Калюжного о том, что Россию не проинформировали о перемещении камня
Понедельник был солнечным - подходящее время, чтобы в Бауске состоялось давно запланированное и согласованное с посольством России перемещение памятного камня 'освободителям города' из парка Корфа на предназначенное для этого воинское братское кладбище. Когда рабочие уже почти закончили работу в парке, в город прибыла съемочная группа российского телеканала РТР в сопровождении представителя посольства соседней страны и начала снимать сюжет о распространении 'таллинского синдрома' в Латвии. До сих пор почти единственным латвийским СМИ, которое сообщало о планах переноса камня, была местная газета Бауски, но теперь эту новость подхватили российские СМИ.
Во вторник для дачи пояснений в МИД России был приглашен посол Латвии Андрис Тейкманис. В свою очередь, в среду посол соседней страны Виктор Калюжный начал сыпать обвинениями в связи с несоблюдением ранее достигнутых межгосударственных соглашений и опроверг утверждения о том, что перемещение небольшого камня произошло с согласия находящихся в его подчинении дипломатов. И министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс, и принявшая решение о перемещении камня городская дума Бауски эти обвинения отвергают.
О том, нужно ли увозить из парка установленный в 1988 году Бауским обществом садоводов и пчеловодов камень с надписью 'Освободителям в 1944 году', дискутировать в городе начали в позапрошлом году. Инициатором стало Общество национальных воинов, свидетельствует статьи в Bauskas Dzīve. И другие горожане, которых опросила городская дума, не возражали против переноса камня. Как рассказали 'Диене' многие горожане, это не было для них особым местом, здесь не возлагались цветы, даже на праздники люди не собирались. В этом месте не похоронены погибшие, не было здесь и боев. Поэтому в 2005 году было решено переместить камень на братское кладбище.
Как рассказал исполнительный директор Бауской думы Янис Мичулис, 2 марта 2006 года в город прибыли тогдашний военный атташе посольства России Сергей Колеватов, его помощник Игорь Адоньев и технический директор. Стороны договорились, что камень можно перенести на братское кладбище, Россия согласилась финансировать благоустройство. Этот разговор подтверждает и присутствовавшая при нем главный редактор Bauskas Dzīve Анита Розентале.
Однако Калюжный заявил в среду 'Диене', что о переносе камня он узнал только в понедельник. Я спросила, как он мог не знать, что делает военный атташе. Посол ответил, что в ведении Колеватова были только вопросы восстановительных работ в местах захоронений, а не перенос памятных знаков. 'Вы теперь предпочитаете верить местному самоуправлению?', парировал он на просьбу пояснить слова баускинцев о соглашении с атташе. Калюжный считает, что Латвия нарушила подписанное в 1994 году соглашение о памятных местах. Пабрикс подчеркивает, что на упомянутый памятный знак данное соглашение не распространяется.
По мнению посла, камень нужно везти назад, и если этого не сделают, он будет говорить с правительством Латвии. В случае неповиновения экономических санкций и выдворений дипломатов, правда, не будет. Эти события нельзя связывать и с запланированной на сентябрь ратификацией пограничного договора в российском парламенте.
Тем временем латвийские дипломаты высказывают предположения, что побудить к такому поведению могло желание добиться какой-либо уступки от Латвии накануне ратификации пограничного договора. Однако, поскольку на данные Тейкманисом пояснения МИД России не отреагировал, не исключено, что 'таллинский синдром' инициировал Калюжный. 'Возможно, он хочет защититься от критики со стороны радикалов за то, что не заметил переноса камня или даже согласился с ним', сказал бывший дипломат Петерис Винькелис. Возможно, аналогичные мотивы заставили председателя 'Центра согласия' Нила Ушакова охарактеризовать случившееся агентству LETA как 'идиотизм'.
Реакция Калюжного напоминает о событиях в Таллине весной этого года, когда вывоз Бронзового солдата Алеши из центра города вызвал беспорядки. Правда, там это было популярным местом сбора ветеранов, и находились захоронения погибших во время войны воины.
_________________________
Росбалт: Инцидент с памятником в Латвии вряд ли будет последним
Камень ударил по отношениям ("Telegraf", Латвия)
Война с памятниками продолжается ("Российские Вести")