Мировое сообщество дважды в начале 90-х годов поспешно выступало в поддержку независимости бывших югославских территорий, не обращая внимания на проблемы сербов. В обоих случаях, в Хорватии и Боснии, такая поспешность спровоцировала начало кровопролитных этнических войн между теми, кто стремился к отделению, и напуганными местными сербами, которые совершали не имеющие оправдания военные преступления. Боевые действия заканчивались лишь тогда, когда сербы получали территориальную автономию и защиту полиции в пределах этих территорий, или когда они исчезали с них в результате этнических чисток.
Сегодня Соединенные Штаты Америки готовы повторить эту ошибку, признав независимость Косово еще до того, как будут решены проблемы сербов.
По общему признанию, аргументы в пользу косовской независимости очень сильны. Девяносто процентов населения провинции - это этнические албанцы. При Слободане Милошевиче Сербия злоупотребляла своим суверенитетом. Сначала она отменила автономию Косово, а затем - в ответ на натовские бомбардировки 1999 года - нанесла по Косово ряд ударов, в результате которых половина этнического албанского населения края была изгнана, а 10000 человек погибли.
Но самое важно здесь другое. Соединенные Штаты долгие годы дают повод для надежды на то, что они признают независимость Косово. Если эти надежды не оправдаются, воинственные косовские албанцы могут начать нападения на сербов и даже на международные миротворческие силы.
Однако, как показывает балканский опыт, вопрос заключается не в том, давать или не давать независимость. Проблема в том, как это сделать, не допустив войны. В 1991 году Германия поддержала отделение Хорватии, хотя хорватское правительство проводило открытую дискриминационную политику в отношении сербов, что гарантировало начало насилия. Точно так же США в 1992 году признали независимость Боснии, несмотря на мольбы боснийских сербов (их поддержал главный посредник на переговорах от Европы) сначала обеспечить их безопасность, предоставив этническую автономию. Проигнорировав эти призывы, Вашингтон спровоцировал многолетнюю войну, которая закончилась лишь тогда, когда на основании запоздалых Дейтонских соглашений сербы получили автономию. Получи они ее с самого начала, и войны можно было бы избежать.
В нынешнем плане независимости Косово, составленном посланником ООН Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari), предусмотрены определенные уступки в отношении косовских сербов. Обеспечивается защита их культурных памятников, перекраиваются внутренние границы, чтобы большая часть сербов могла жить в тех муниципальных образованиях, где их большинство. Эти образования будут также иметь ограниченную автономию в ряде вопросов, таких как образование и возможность получать финансовые средства из Сербии. Состав полиции в этническом плане должен соответствовать национальному составу населения.
Но ООН допустила фатальную ошибку, не дав полной политической автономии большим группам этнических сербов, населяющим север Косово выше реки Ибар. В этом районе подавляющее большинство населения сербы, и он прилегает к Сербии.
Соответственно, сербы в северном Косово считают план ООН несправедливым, отрывающим их от остальной Сербии и подчиняющим их власти этнических албанцев, которые за восемь прошедших лет провели две кампании этнических чисток. В плане ООН северу Косово не предлагается ни четкого политического статуса, ни отдельных полицейских сил. В такой обстановке сербы будут чувствовать себя в опасности, они будут возмущены и начнут вооружаться. Именно такие же обстоятельства вызвали войны в Хорватии и Боснии.
Чтобы оценить важность предоставления сербам отдельного политического статуса и полицейских сил, достаточно взглянуть на соседнюю Боснию. Чтобы остановить там в 1995 году войну, Дейтонскими соглашениями "сербской республике" в составе Боснии была гарантирована полная автономия. Часть этой автономии к сегодняшнему дню сведена на нет благодаря усилиям международной администрации и дипломатическому давлению, однако боснийские сербы твердо настаивают на двух важных моментах: сохранении четкой политической организации и полиции.
Когда Евросоюз недавно попытался оказать на них давление в данных вопросах, сербы пригрозили отделиться от Боснии и пожертвовать возможным членством в ЕС, но на компромисс не пошли. Министр внутренних дел Боснийской Сербской Республики во время встречи со мной в прошлом месяце сказал: "Мы хотим оставаться в составе Боснии и вступить в ЕС, но не любой ценой".
В Косово, где сербы точно также не чувствуют себя в безопасности, план ООН может привести к следующему кошмарному сценарию. После объявления независимости Косово сербский север объявит об отделении от получившего признание края. Сербская полиция на севере скинет свою косовскую форму и наденет погоны Сербии. Албанские боевики ответят нападениями, причем не только на северный очаг сербского сопротивления, но и на другие уязвимые анклавы, где по-прежнему проживает большая часть косовских сербов. Международные миротворческие силы - относительно малочисленная и разнородная группировка из 35 стран численностью 17000 человек - не сможет остановить крупномасштабное насилие. (На самом деле, в 2004 году они не сумели остановить даже насилие малого масштаба.)
Когда албанцы начнут нападать на сербские дома и памятники культуры, на север устремятся беженцы. Сербские националисты в Белграде потребуют от правительства сделать хоть что-то для защиты своих собратьев в Косово. Возникнет непреодолимое политическое давление, нацеленное на то, чтобы там были развернуты войска. Между Сербией и Косово разразится полномасштабная война, а международные миротворцы и администрация ООН будет беспомощно наблюдать за тем, как плоды их восьмилетнего труда улетают в трубу.
Чтобы не допустить такой катастрофы, план ООН необходимо переработать, и предусмотреть создание внутри Косово полностью автономной "Сербской Республики Косово-Метохия" (именно так эту провинцию называет Белград). Она должна получить признание независимости только тогда, когда на это согласятся албанцы. Россия, которая по сей день в интересах Сербии блокирует действия ООН, сможет заявить о своей крупной победе, а затем заставить Белград принять этот план. Таким образом, будут созданы условия для его утверждения в Совете Безопасности ООН.
Хотя эта поправка кажется незначительной, она может изменить все. В условиях независимости полиция севера сохранит свою старую форму, но теперь у нее будут знаки различия новой сербской республики Косово. Тем самым будет признана независимость Косово. У албанских лидеров вряд ли могут возникнуть возражения, поскольку они уже готовы согласиться на существование сербского образования, если им будет предоставлена независимость. Даже албанских боевиков в Косово от активных действий будет удерживать мысль о том, что если они прибегнут к применению силы, то санкции за нарушение плана будут наложены на них, а не на сербов.
Такой компромисс не сможет полностью удовлетворить все стороны. Сербия будет по-прежнему оплакивать попрание своего суверенитета. Косовским албанцам не понравится разделение их новой страны. А сербы, живущие в анклавах за пределами севера, ощутят, что их бросили на произвол судьбы. Однако такое предложение может обеспечить независимость этой бывшей югославской территории, одновременно предотвращая трагическое повторение этнического насилия 90-х годов. А это уже большое достижение.
Алан Куперман - доцент Техасского университета, редактор книги "Gambling on Humanitarian Intervention" (Спекулируя на гуманитарной интервенции).
___________________________________________________________
Освободить Косово ("Chicago Tribune", США)
Предложение о разделе Косово не устраивает ни одну из сторон ("The Times", Великобритания)