'Все встречавшие нас спрашивали, зачем мы с флагом Литвы бродим по тайге. А когда в ответ слышали, что мы посещаем места, где жили наши отцы и деды, кладбища, где они похоронены, отвечали: тогда - святое дело', - рассказывает только что вернувшийся из экспедиции 'Миссия Сибирь 2007' посол (Литвы в Великобритании - прим. перев.) Вигаудас Ушацкас.
По его словам, русские, живущие в Красноярском крае, хотя зачастую и не знают, где хоронили ссыльных, и не присматривают за кладбищами, но 22-х членов экспедиции встречали очень гостеприимно. Настроение участников миссии, преодолевших несколько тысяч километров, портилось разве что из-за особенно плохой дороги, влаги и целого полчища комаров.
Один из инициаторов проекта В.Ушацкас поделился с DELFI впечатлениями, которые он вместе с сыном Раймундасом испытал в течение десяти дней, проведенных в экспедиции. Возвращаться вместе с попутчиками, не пройдя всего запланированного маршрута, пришлось из-за напряженного рабочего графика - в эти дни заканчивается отпуск посла.
В общей сложности участники экспедиции, организованной Советом молодежных организаций Литвы намереваются преодолеть около 100 км и вернуться в Литву 20 августа.
22 августа, накануне Дня черной ленты (23 августа в Литве отмечают очередную годовщину пакта Молотова-Риббентропа - прим. перев.), В.Ушацкас собирается в Лондоне представить 'Миссию Сибирь 2007'.
Местные и из луж вытаскивали, и рыбой угощали
'На поезде отправились в Москву, оттуда - на самолете в Красноярск. Автобусом добрались до Пима, по пути проехав основанное эстонцами село Нарва. Часть осталась приводить в порядок могилы в Пиме, а мы выехали в седьмой Решотский лагерь. В него во время первой волны репрессий было отправлено около 3 тысяч литовцев.
Ехали на арендованном автомобиле через Канск, где в тюрьме в 1941 году были расстреляны литовские военные. Эта тюрьма сохранилась и до сих пор действует.
Среди старых сибиряков есть много ссыльных или их потомков - немцев, украинцев, литовцев, латышей, самих русских. Некоторые продолжают разговаривать на своих языках. Один из наших постоянно носил триколор, поэтому, когда мы шли через Большой Унгут, проезжавший мимо мужчина по-литовски спросил: 'Мужики, куда идете?' Мы шли купить продуктов, чтобы сварить кашу - измотанные, мокрые, и на тебе... в таежной глуши кто-то говорит по-литовски!
Выяснилось, что тот мужчина - Зигмас Залогаитис. Там живет и его брат Альгимантас. На кладбище Малого Унгута похоронена их мама. Их семья из Вилкавишкского района, деревни Мажуйчяй, была сослана в 1948 году.
В Нарве познакомились с Дануте Беляниной-Данелайте из Варены, она угостила нас чаем. Женщина вышла замуж за русского. Дочь ее сестры теперь живет в Вильнюсе и изучает английский язык в Военной академии.
Во время посещения Решот, прошли постройку тюремной администрации. Вышел полковник, спрашивает: 'Что ищете?'. Говорю, что посещаю места, куда дедушка был сослан. 'Что делал?', - спрашивает. Говорю: 'Сидел...'
У всех складывалось впечатление, что по тайге нас с флагом ходит целый отряд. В тех местах протекает река, поэтому, если надо, местные чаще всего плывут по ней, здесь же ловят рыбу. А мы шли пешком. Все были очень удивлены. Латыши раньше ездили в места ссылки своих соотечественников. Но молодежи из других стран не было. Литовцы сюда приезжали уже второй раз.
Большинство встретившихся с удовольствием помогали, угощали. Встреченные у реки рыбаки наловили нам рыбы, и мы два дня питались ею. Один раз застряли в огромной луже. Вдруг посреди тайги будто бы подарок Бога - появился грузовик, люди, чьих имен даже не знаем, и помогли выехать. Или встретили рыбака Юрия. Спрашивает: 'Вы откуда?'. Говорим: 'Из Литвы'. Он сразу нахмурился: 'А почему русских не любите?' Пришлось объяснить, что любим. И многих голова забита пропагандой.
Вообще дороги там ужасные, из-за этого сильно страдают машины. Например отрезок дороги Москва-Владивосток - около 300 км - просто засыпан гравием. В других местах - как дорога из Вильнюса в Утяну (небольшой районный центр в Литве - прим. перев.), но та часть пути была ужасна. Сам водитель Александр (его жена, кстати, латышка) сказал, что это - позор России. Расстояние в 400 км ехали семь часов.
Нашел место, где сидел дедушка
Вид на кладбищах - тоже унылый. В большинстве случаев они совсем запущены, некоторые - больше не используются. Мало что можно сделать с могилами, разве что огородить. Мы были на кладбищах в Пиме, Нарве, Подсобном, Большом Унгуте, Маленьком Унгуте и Третьем километре, позднее запланировали посетить еще три.
Кладбища уникальны, но на многих сделать ничего нельзя, все сгнило. Часто мы только косили траву и срубали деревья, чтобы было видно, где расположены могилы. Местами кресты настолько сгнили, что при малейшем прикосновении сами падают. В то же время кресты и ограды в Большом Унгуте и Маленьком Унгуте неплохо сохранились, только везде беспорядок, кресты упали - из-за бури или поваленные упавшими деревьями. Их нужно было только поставить на место. Привели в порядок могилу и одного похороненного русского. Кое-где из земли видны человеческие кости.
На кладбищах в Ревучем стоят металлические кресты, за могилами там неплохо присматривают. Некоторые люди перевезли останки близких и привели в порядок старые места захоронений. Шяуляйцы в 1992 году поставили там кресты, которые потом были обстреляны хулиганами: следы пуль видны до сих пор. Кладбища политических заключенных и ссыльных в Ревучем были размещены отдельно. После войны Советы оборудовали в этом месте полигон, чтобы все уничтожить так, чтоб и следа не осталось.
С собой я привез кусок бетонной стены с металлическими прутьями. Она была обгоревшей - весь лагерь сгорел. Есть несколько версий причин пожара. Одна из них - проделки природы. Кроме того говорят, что сейчас популярно поджигать леса, а заодно и находящиеся в них здания лагерей. Новые русские эти земли списывают, дешево получают и дорого продают. А, может, власти в свое время не хотели оставлять следы лагерей, где держались в заточении люди.
В Ревучем остался один аутентичный дом, а также - камера, где сидел мой дедушка. Он пробыл там больше пяти лет - его вывезли 14 июня 1941 года, обратно он вернулся в декабре 1946 года. Дедушку как политического заключенного вывезли в седьмой лагерь Решот, бабушку с детьми - моим отцом и его сестрой - в Алтайский край. Когда в 1945 году из лагеря начали выпускать поляков, они распространили сведение, что там есть литовцы. Бабушка узнала, получила адрес и смогла написать'.
Воспоминания дедушки В.Ушацкаса Адомаса Ушацкаса, который был осужден и вывезен в Красноярский край за то, что был фермером (напечатаны в книге Дануте Шилиниене 'Завещание жителям Укмярге'):
'Из тысячи, может, и осталось нас какая сотня...
Каждое утро приходилось закапывать по 12-15 мужчин. Умерших раздевали догола, складывали одного на другого как дрова в повозку, запряженную коровами. И никакого знака, что ты был человеком, родился, рос в Литве, деревце, оливу, яблоньку когда-то садил... Тех, кто не мог встать из-за истощения, начальник лагеря ставил в очередь и трах, трах по лбу. После чего с нескрываемым злобным отвращением цедил: 'Zaberite, sobaki'.
Путешествие по Сибири окончилось весело
'Погода была переменчивой. Иногда случались красивые дни. Больше всего мы боялись дождя, и бывало, что дождь шел, но недолго. Иногда приходилось надевать плащи, но не от дождя, а от комаров... Какой-то ужас, но от них некуда было деться.
Мылись в реке, хотя было только 10-12 градусов тепла. Утром, бывало, просыпаешься, а везде влажно. Трава - по пояс, и вся мокрая. Ничего невозможно высушить. Когда сушили носки, сжигали их, ботинки прожигали...
Комаров было много, зато медведей не встретили. Лучшее средство от медведей - пугать, пока они тебя не увидели. Поэтому шли гуськом и пугали, крича 'Ууу', кое-кто в миски бил.
Возле Нарвы видели немало теплиц. Оказалось, китайцы там занимаются огуречно-помидорным бизнесом. Русские эти овощи не выращивают, так китайцы прибрали к рукам весь бизнес. Приезжают сотни китайцев на девять месяцев и работают, там же живут, даже русский язык выучили. Встречали много грузин - они жарят шашлыки на обочине дорог.
У одного парня из нашей группы был с собой литовский флаг, который он везде носил. Кое-кто предупредил, что нужно быть осторожным. А он отрезал: 'Для меня было бы честью получить по чайнику, идя с флагом Литвы'. Молодежь просто фантастична, я был очарован попутчиками. Все - большие патриоты. Вечерами садились у костра, разговаривали, где Россия - в Европе или Азии? Но там ведь нет, например, гостиницы 'Азия'. Есть 'Евросеть', бизнес-центр 'Европа'.
Особенно весело провели последнюю неделю в Красноярске. Все закончилось танцами, музыкой и эстрадой. После восьми дней в тайге больше всего хотелось теплой воды, помыться. К сожалению, выяснилось, что в гостинице 'goriaсhej vody ne budet'. Всем пришлось мыться под холодным душем. Шутили, что в трехзвездочной гостинице - как в общежитии на Саулетякисе (студенческое общежитие в Вильнюсе - прим. перев.).
Водителя спросили, где можно поесть. Он показал один ресторан, но выяснилось, что тот забронирован. Достав бутылочку литовского алкоголя, я познакомился с барменшами Ольгой, Инной и Аннушкой - они и рассказали мне про ресторан. В то же время один из попутчиков выяснил, что его забронировали судьи Красноярской области, и дождался приглашения присоединиться. После чего были песни, танцы, слезы, литовцев называли хорошими людьми. Короче говоря, дружба народов.
Пару лет назад мы с сыном посетили Камчатку, но в Сибири и я, и он были первый раз. Сын успешно все выдержал, прошел весь путь и вернулся полный впечатлений. Наибольшее впечатление на него, наверное, произвел Ревучий, где было жуткое количество комаров.
Возвращаясь, ненадолго остановились в Москве - хотел показать некоторые места. Труднее всего было объяснить, почему увековечены Ленин и Сталин, хотя сами русские от них пострадали. Ведь только во время войны погибло 27 млн. человек. Но они выиграли войну, поэтому для русских Сталин остался героем'.
________________________________________
Пингвины и медведи ("Lietuvos zinios", Литва)
И снова в одной постели с Россией? ("Atgimimas", Литва)