Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взгляды ЕС на направления сотрудничества с Украиной

Что же ожидает Европейский Союз от саммита Украина-ЕС и от сотрудничества с Украиной в целом?

Взгляды ЕС на направления сотрудничества с Украиной picture
Взгляды ЕС на направления сотрудничества с Украиной picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В отношениях с Европейским Союзом Украина находится на стадии активного переговорного процесса по подписанию нового усиленного соглашения, которое фактически будет определять формат будущих отношений между Украиной и ЕС

В отношениях с Европейским Союзом Украина находится на стадии активного переговорного процесса по подписанию нового усиленного соглашения, которое фактически будет определять формат будущих отношений между Украиной и ЕС.

Знаковым событием отношений станет саммит Украина-ЕС, который будет проведен 14 сентября в этом году в Киеве. 23-24 июля 2007 года в Брюсселе была проведена очередная сессия Рады по общим делам и внешним отношениям во главе с министром иностранных дел Португалии Луиш Амаду.

Одним из вопросов сессии стала подготовка к саммиту Украина-ЕС, который будет десятым, организованным в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной.

Ожидания нашего государства являются понятными - углубить отношения с ЕС, интенсифицировать процесс европейской интеграции и приблизиться к членству в ЕС.

Что же ожидает Европейский Союз от этого саммита и от сотрудничества с Украиной в целом?

Первый вывод о взглядах ЕС можно сделать, просмотрев вопросы, которые вынесены на саммит.

На сессии Рады общих дел и внешних отношений ЕС был принят акт подготовки саммита Украина-ЕС, согласно которому для обсуждения определено следующее: последние события в ЕС и в Украине, отношения ЕС с Украиной относительно разработки нового усиленного соглашения сотрудничества по вопросам заграничной политики и безопасности, торговли, вопросов границ, энергетики, ядерной безопасности и окружающей среды, а также международные вопросы, включая Россию, Молдову и Беларусь.

Последними знаковыми событиями в ЕС являются решения Рады ЕС о принятии нового упрощенного договора и начало работы Межправительственной конференции (первое заседание состоялось 23 июля), что обозначило начало выхода ЕС из кризиса после отрицательного голосования по Европейской конституции во Франции и в Нидерландах в 2005 году.

А поскольку это только начало, то ЕС все еще находится в состоянии кризиса - кризиса институционного.

Украина также находится на пути выхода из кризиса, но кризиса политического. Стремления Украины вступить в ЕС являются очевидными, но сам ЕС не готов к такому присоединению.

Во-первых, внутренний кризис ЕС не разрешает осуществлять процесс дальнейшего расширения, и Европейский Совет еще 14-15 декабря 2006 года принял решение не проводить расширения до принятия нового договора.

Хотя в данное время и длятся переговоры о членстве с Хорватией, Македонией и Турцией. Однако только Хорватия может рассчитывать на вступление в ЕС в ближайшее время, которое было отмечено на заседании Рады ЕС.

Вдобавок, большинство стран ЕС, включая Германию и Францию, выступают исключительно за углубленное партнерство с Украиной без четких перспектив членства.

Во-вторых, Украина является второй по размерам европейской страной с населением в 46,6 млн. человек, с национальным и культурным разнообразием, с собственными проблемами политического и экономического характера.

Процесс присоединения такого большого государства является более сложным, сравнительно с небольшой Хорватией (4,4 млн. население).

Подтверждением этого являются проблемы в переговорном процессе с Турцией, которая неизвестно или вообще станет членом ЕС, поскольку встречает решительный отпор со стороны ряда европейских лидеров.

Так новоизбранный президент Франции Николя Саркози открыто заявил, что будет выступать против вступления Турции в ЕС (детальнее см.: Материалы общей пресс-конференции президента Франции Николя Саркози и президента Европейской Комиссии Жозе-Мануэля Баррозу).

Относительно политического кризиса в Украине, ЕС придерживается позиции, что она является внутренним делом Украины, с рекомендацией решить проблему путем компромисса. Во всех последних документах ЕС, которые касаются Украины, указано, что наше государство должно придерживаться майских политических договоренностей для мирного выхода из кризиса.

В ходе встречи с министром иностранных дел Арсением Яценюком 17 июля 2007 года Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана заявил, что внеочередные парламентские выборы в Украине "должны привести к стабильному правительству, способному осуществить важные политические и экономические реформы".

Европейский Союз убежден, что стабилизация в Украине "заключается в освобождении политического мира от экономических полномочий, в ликвидации коррупции и в гарантировании независимого правосудия" (детальнее см.: Доклад Комиссии по иностранным делам Европейского парламента от 12 июля 2007 года).

В общем, ЕС удобно иметь мощного, стабильного и преданного партнера на восточных границах, который благодаря своему геополитическому положению способен оказывать содействие в решении ряда задач ЕС на востоке. К этим задачам относятся: стабилизация отношений с Россией; содействие сотрудничеству с Белоруссией; активизация политики ЕС в Черноморском регионе, где Украина играет ключевую роль; содействие развитию проектов по транспортированию каспийской нефти и газа в Европу; гарантирование безопасности на восточных границах ЕС и урегулирование "замороженного" Приднестровского конфликта путем тесного сотрудничества Украины с Молдовой.

Украина сотрудничает с Миссией пограничной помощи ЕС в рамках Приднестровского конфликта, мандат которой в этом регионе продолжено еще на два года.

Вопрос противодействия нелегальной миграции является одним из приоритетных в ЕС. Поэтому европейские страны заинтересованы в создании, так сказать, буферной зоны на границах ЕС. Украина, хотя и является источником мигрантов в Центральную и Западную Европу (за январь-май месяцы 2007 года из Украины выехало 17 608 лиц), в большинстве случаев нелегальных, чудесно подходит для такой роли.

Наше государство находится фактически на рубеже Европы с Азией, и благодаря прозрачным российско-украинским границам потоки нелегалов направляются через украинскую территорию из стран Азии в ЕС. ЕС удобно оказывать содействие развитию иммиграционной политики Украины, чтобы иммиграционный поток заканчивался на украинской территории.

Европейский Союз стремится к углублению экономических связей с Украиной, в частности путем создания зоны свободной торговли.

На одиннадцатой сессии Рады сотрудничества Украина-ЕС была подчеркнута необходимость урегулирования вопросов, которые задерживают вступление Украины в ВТО, поскольку от них зависит начало переговоров по соглашению о создании зоны свободной торговли. Украина является сферой для вкладывания европейских инвестиций.

По данным Государственного комитета статистики Украины на 1 января 2007 года объем инвестиций в Украину из стран ЕС достиг уровня 15924 млн. долларов США, что составило 75% общего количества внешних прямых инвестиций.

ЕС значительно зависит от энергоресурсов России (на 40% по газу и на 20% по нефти), значительное количество которых транспортируется через территорию Украины. Газовый конфликт 2005 года между Россией и Украиной продемонстрировал, что ЕС заинтересован не в справедливом отстаивании интересов Украины, а исключительно в стабильности поставок русских энергоносителей любой ценой для транзитных государств.

Европейский Союз придерживается позиции, что Украина и Россия должны поддерживать добрососедские отношения, хотя ЕС и высказывает обеспокоенность относительно ряда последних сенсационных заявлений России. Польша и страны Балтии, учитывая проект транспортирования русского газа по дну Балтийского моря, поддерживают проекты транзита энергоносителей через территорию Украины.

При особом содействии Польши в ЕС высказываются предложения усилить стратегическую роль Украины как энерготранзитной страны, в том числе и путем введения в действие нефтепровода Одесса-Броды с его продолжением к странам-членам ЕС.

Параллельно Европейский Союз заинтересован и в развитии энергетических проектов внутри Украины. Комиссия по иностранным делам Европарламента призвала Украину полностью подтвердить принципы рыночной экономики и прозрачности энергетического сектора.

Европарламент выступает за диверсификацию энергоресурсов Украины путем доступа к прямым поставкам из Центральной Азии, за усиление сотрудничества в энергетической сфере в рамках ГУАМ, за повышение эффективности энергетики в Украине, за быструю интеграцию Украины в Европейское энергетическое общество путем объединения электрических сетей Украины и Европы.

18 июля текущего года президент французской компании D&P Ален Мадлен отметил, что французские специалисты могут создать в Украине такой полный цикл изготовления электроэнергии, который разрешит ей получить независимость в этой области.

Гарантирование экологической безопасности в Украине также является важным вопросом для ЕС, поскольку проблематика защиты окружающей среды стоит в одном ряду с энергетическими проблемами, и они всегда рассматриваются вместе.

Это касается также безопасности атомных электростанций. 8 июня 2007 года Европейский парламент в докладе относительно мандата на переговоры между ЕС и Украиной указал на необходимость ускорения процедуры оценки безопасности всех украинских атомных электростанций.

Подходы к будущему формату сотрудничества между ЕС и Украиной являются разными, но можно выделить две точки зрения.

Первая - заключить соглашение об усиленном сотрудничестве, особенностями которого станут соглашения о создании зоны свободной торговли, об упрощении визового режима (уже подписана в июне этого года), а также углубленное сотрудничество в сфере юстиции, свободы и безопасности, энергетического сектора, транспорта и охраны окружающей среды.

Вторая точка зрения заключается в расширении партнерства к рамкам ассоциированного членства, которое было поддержано в рекомендательном режиме Европейским парламентом (детальнее см.: Материалы сессии Европейского парламента от 12 июля 2007 г.)

В докладе Комиссии по иностранным делам Европарламента сказано, что "эти переговоры (переговоры по углубленному соглашению между Украиной и ЕС - Авт.) должны бы были привести к заключению Ассоциативного соглашения, которое бы разрешило Украине использовать свои механизмы для углубления своей интеграции с ЕС и подготовить следующие этапы для удовлетворения своих европейских ожиданий, которые направлены на долгосрочное обретение членства в ЕС".

Понятно, что рекомендации Европарламента будут определенным образом учтены в ходе переговорного процесса (в частности по увеличению финансовой помощи Украине), но о получении членства речь идти не будет.

На данном этапе Европейский Союз пойдет на любое усиленное сотрудничество, но без единого намека на гарантирование членства Украины в ЕС.

Виталий Мартынюк - аналитик УНЦПД, для УП