Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гуманитарные акции порой используются для прикрытия имперской политики

Гуманитарные акции порой используются для прикрытия имперской политики picture
Гуманитарные акции порой используются для прикрытия имперской политики picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже те западные наблюдатели, кто критикует правозащитные организации за наивность и безответственность, как правило не ставят под сомнение чистоту их помыслов - и конечно, многие из таких организаций, например, "Международная амнистия" и Human Rights Watch, действительно преследуют благородные цели

Даже те западные наблюдатели, кто критикует правозащитные организации за наивность и безответственность, как правило не ставят под сомнение чистоту их помыслов - и конечно, многие из таких организаций, например, "Международная амнистия" (Amnesty International) и Human Rights Watch, действительно преследуют благородные цели. Но это относится не ко всем, и признание того факта, что с нравственной точки зрения правозащитная деятельность сегодня порой приобретает двусмысленный характер, было бы весьма полезно с точки зрения общественных дискуссий на Западе.

Так, в США и союзных Вашингтону странах эта деятельность активно используется для пропаганды имперской политики - и это в тот момент, когда действия самой Америки серьезно подрывают ее претензии на нравственное превосходство в глазах всего мира.

Это явление особенно опасно в условиях 'взлета' Китая, России и других стран, где существует иное мнение о соотношении между правами личности, коллектива и государственной властью. Стоит также вспомнить, что с точки зрения интересов безопасности Запада жизненно важно избегать ненужной напряженности в отношениях с мусульманским миром. Шовинистические силы с легкостью используют 'нравственный абсолютизм', характерный для правозащитных организаций, чтобы заблокировать необходимые компромиссы и взаимодействие с другими странами, даже по вопросам, совершенно не связанным с правами человека.

В то же время западные страны не могут и не должны отказываться от приверженности укреплению прав человека во всем мире, поскольку она является одним из основных элементов нашего вклада в общечеловеческую цивилизацию. Таким образом, Западу необходимо выработать некий набор неформальных нравственных и идейных критериев, с помощью которых мы сможем оценивать значение, искренность, и целесообразность конкретных правозащитных кампаний и аргументов.

Необходимо это потому, что сегодня, как и в прошлом, то, что мы называем борьбой за права человека, может использоваться также для нагнетания ненависти, заносчивости, и поощрения агрессии.

Еще две с лишним тысячи лет назад в основе греческой и римской военной пропаганды лежал тезис о 'варварстве' - подлинном или мнимом - противников, с которыми они сталкивались. В 16 веке жестокие обычаи некоторых индейских народов использовались испанцами для обоснования покорения Америки и закабаления ее коренных жителей. В Европе враги самой Испании, в свою очередь, распространяли 'черную легенду' о зверствах конкистадоров в качестве предлога для войн против испанцев - при том, что в собственных колониях они обращались с индейцами ничуть не лучше.

Эта увлекательная игра достигла апогея в 19 веке - в эпоху расцвета западных империй. Британцы осуждали зверства русских и австрийцев, а сами морили голодом и угнетали ирландцев и другие народы. Русские проливали крокодиловы слезы над несчастной судьбой буров, безжалостно подавляя любые выступления поляков. Америка читала нотации всем остальным, что не мешало ей действовать варварскими методами внутри страны и за рубежом.

Кроме того, все западные государства использовали тезис о 'варварстве' других народов в качестве оправдания для колониальной экспансии - 'мы покоряем их для их же блага'. Отголоски этой традиции слышатся и сегодня в заявлениях Николя Саркози о том, что Франция всегда отстаивала права личности и никогда не совершала преступлений против человечности - для жителей бывших французских колоний это, надо полагать, стало большим сюрпризом. Однако, несмотря на засилье подобного лицемерия, на Западе находилось немало людей, - достаточно вспомнить христианских миссионеров - искренне, самоотверженно и небезуспешно боровшихся с самыми ужасными нарушениями прав человека.

Сегодня проблема неоднозначности мотивов и целей возникает в связи с отношением Запада к конфликтам в Дарфуре и Чечне. Западные правозащитные кампании по этим вопросам получают немалую поддержку - особенно в США - от элементов, обычно, мягко говоря, не слишком озабоченных проблемами угнетенных мусульманских меньшинств в других странах мира, да и интересами жителей этих двух регионов. Во многих важных аспектах обе кампании характеризуются неприкрытым односторонним подходом, нежеланием анализировать конкретную обстановку в Чечне и Дарфуре, и распространением 'статистических' данных о жертвах конфликта, более напоминающим военную пропаганду, чем ответственное стремление установить подлинные факты. Кроме того, эти кампании отличает полное равнодушие к практическим вопросам, связанным с установлением и поддержанием мира в обоих регионах.

В результате, как отмечают Алекс де Ваал (Alex de Waal), Махмуд Мамдани (Mahmood Mamdani) и другие наблюдатели, трудно не прийти к выводу, что повышенное внимание к проблеме Дарфура в значительной мере связано с антиарабскими настроениями и имперскими политическими целями США. Слишком уж мало американские 'активисты' интересуются реальными задачами укрепления мира и развития в Дарфуре, Судане, и регионе в целом.

Что же касается Чечни, то, хотя я знаю многих высоконравственных людей, занимающихся проблемами прав человека в этой республике, приходится также констатировать, что большинство американских политиков, проявляющих внимание к данной проблеме, руководствуется не сочувствием к чеченцам, а враждебностью к России. Если бы чеченские сепаратисты были гражданами государства, занимающего прозападную позицию, те же самые деятели активно поддержали бы беспощадное подавление мятежа.

Подобная 'негативная' мотивация создает проблемы как в моральном, так и в практическом плане. Так, в 1980-х гг. поддержка Западом сил, оказывавших сопротивление советским войскам в Афганистане - якобы продиктованная нравственными соображениями - на самом деле обусловливалась враждебностью к одной из сторон конфликта, а не искренней симпатией к другой стороне. В результате, как только непосредственный конфликт завершился, на смену повышенному вниманию пришло равнодушное и безответственное отношение к происходящему в этой стране. Но есть и противоположный пример: близость Боснии и Косово к Евросоюзу и зоне ответственности НАТО побудило последних взять на себя реальные долгосрочные обязательства в плане поддержания мира и развития обоих регионов.

Таким образом, основополагающим критерием оценки политического и нравственного значения конкретных правозащитных кампаний должны стать ответы на следующие вопросы: чем они продиктованы в первую очередь - сочувствием или ненавистью? В какой степени они обусловлены реальным ощущением нашей ответственности за судьбу соответствующих регионов? Продемонстрировали ли люди и организации, участвующие в подобных кампаниях на Западе, серьезное стремление вникнуть в конкретную ситуацию и проблемы этих регионов, или речь идет только о высоконравственной позе?

Наконец, возникает вопрос о готовности при необходимости осудить зверства, совершаемые собственной страной. В конце концов, заслуженная слава, которой поныне пользуются участники кампаний против рабства и работорговли, проходивших на Западе в 19 веке, связана с тем, что оба эти явления породил сам Запад, и они приносили весьма влиятельным силам гигантскую выгоду. Чтобы бросить вызов этим силам, нужна была смелость и готовность пожертвовать прибылью и карьерой.

Но речь здесь идет не только о нравственной чистоте, смелости, и даже репутации страны в мире. Равнодушие к нарушению прав человека любыми силами на Западе может привести к чудовищной переоценке результатов, которых эти силы способны достичь за счет вмешательства в тот или иной конфликт, и столь же чудовищной недооценке рисков, связанных с таким вмешательством.

Этот урок в последние годы нам преподавали не раз и не два, - начиная с поражения в Сомали - но мы его так и не усвоили. Хотя и то сказать: скольким сторонникам западных военных интервенций довелось своими глазами увидеть их результаты?

Анатоль Ливен - старший научный сотрудник фонда New America Foundation. Недавно вышла его книга (в соавторстве с Джоном Халсменом (John Hulsman)) "Этический реализм: будущее влияния Америки в мире" (Ethical Realism: A Vision for America's Role in the World)