Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), осуществлявшая в эту субботу мониторинг парламентских выборов в Казахстане, назвала их шагом вперед навстречу демократии. Это приятная перемена на фоне ставшей уже привычной критики ОБСЕ в адрес постсоветских государств, проводящих у себя выборы.
В состав ОБСЕ входят 56 стран-членов, и эта организация уделяет основное внимание в своей работе проблемам безопасности и демократии. Она объединяет в своих рядах США, Канаду, европейские и евразийские страны от Атлантического до Тихого океана.
Избиратели укрепили позиции президента Нурсултана Назарбаева, который и без того прочно удерживает власть в этом богатом нефтью государстве, стратегически выгодно расположенном между Россией и Китаем. Правящая партия "Нур Отан" (Свет Отечества) набрала 88 процентов голосов, получив, таким образом, все 98 мест в законодательном органе власти, за которые велась борьба на выборах. Остальные девять мест принадлежат Ассамблее народов Казахстана, представляющей этнические меньшинства в этой стране, где разговаривают на ста языках. Председательствует в Ассамблее сам Назарбаев.
Источники в Казахстане отмечают, что реально "Нур Отан" могла набрать примерно на 10 процентов голосов меньше, но ревностные местные руководители начали соперничество в стремлении продемонстрировать свою преданность президенту Назарбаеву - точно так же, как это было во время президентских выборов 2005 года.
Результат почти совпадает с 91 процентом голосов, отданных Назарбаеву на президентских выборах, и явно говорит о том, что жители Казахстана довольны своим руководством. И действительно: средние темпы экономического роста с 2000 года составляют в стране примерно 10 процентов в год. И избиратели ощутили это на собственных кошельках.
Явка на субботние выборы была относительно высокой, составив 65 процентов от общей численности населения. Это на 8 процентов выше показателя во время парламентских выборов 2004 года.
В предварительном отчете ОБСЕ по результатам выборов отмечается, что некоторые недостатки сохранились, и предвыборный процесс отвечал не всем стандартам Совета Европы. Тем не менее, ОБСЕ дала высокую оценку Казахстану за "долгожданный прогресс", проявившийся в определенном и важном движении вперед.
Если говорить конкретно, в отчете дается положительная оценка Центральной избирательной комиссии за "прозрачную" работу. Комиссия взаимодействовала со всеми политическими партиями и 16000 местных и зарубежных наблюдателей. Обстановка во время выборов была спокойной, а 400 наблюдателей от ОБСЕ положительно отозвались о 95 процентах проверенных ими избирательных участков.
У избирателей был реальный выбор, поскольку в гонке участвовали самые разные партии - от коммунистов до социал-демократов и от националистов до сторонников свободного рынка.
Конечно, правящая элита, включая самого Назарбаева, его молодого и способного премьер-министра Карима Масимова, председателя верхней палаты парламента Касымжомарта Токаева и прочих руководителей, поддержала "Нур Отан".
ОБСЕ также заявила, что государственные органы провели более демократические выборы, а политические партии получили больше возможностей для представления своих взглядов и программ избирателям.
Между партиями на государственном телевизионном канале "Хабар ТВ", а также на частном 31-м телеканале проводились дебаты. Печатные средства массовой информации представляли широкий спектр мнений. Две государственные газеты выступали на стороне "Нур Отан", но некоторые частные издания продвигали вперед ведущие партии оппозиции - Общенациональную социал-демократическую партию и партию "Ак жол" (Светлый путь).
В отчете ОБСЕ правительство было подвергнуто критике за то, что оно создавало трудности на пути формирования многопартийной системы. Если говорить конкретно, в местных избирательных комиссиях отношение к "Нур Отан" было предпочтительным. Независимые кандидаты были лишены возможности участвовать в парламентских выборах. Был наложен запрет на объединение партий в предвыборные коалиции.
Что не было отмечено в отчете ОБСЕ - так этот тот факт, что оппозиция, к сожалению, сама себе нанесла ущерб. Поскольку в Казахстане существует 7-процентный барьер для прохождения на выборах в парламент, социал-демократам и партии "Ак жол" следовало объединиться. Их платформы не многим отличаются друг от друга. Не слишком далеко они ушли и от правящей "Нур Отан". В конце концов, все лидеры оппозиции - в прошлом высокопоставленные чиновники из администрации Назарбаева, в том числе, его бывший генеральный прокурор, бывший министр финансов и бывший глава администрации. Все они - светские, разумные и ответственные люди, желающие блага своей стране. Действуя по отдельности, две ведущие оппозиционные партии оказались не в силах преодолеть 7-процентный барьер. Вместе они вполне могли набрать больше семи процентов голосов и оказаться в мажилисе.
Субботнее голосование за стабильность стало стратегически важным событием для богатого энергоресурсами Казахстана, его мощных соседей в лице России и Китая, а также для Соединенных Штатов Америки.
На прошлой неделе Назарбаев принимал участие в бишкекском саммите Шанхайской организации сотрудничества вместе с президентом Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) и российским руководителем Владимиром Путиным. Затем они отправились в Россию, чтобы понаблюдать за беспрецедентными маневрами военных из стран ШОС, на которых китайские войска впервые проводили учения на территории иностранного государства. В воздухе запахло новым Варшавским Договором.
Россия вновь начинает разминать свои накачанные на нефти мускулы, демонстрируя силу от Северного Ледовитого до Индийского океана. Путин только что объявил о проведении модернизации в вооруженных силах, которая обойдется в 250 миллиардов долларов, а также отдал приказ российским стратегическим бомбардировщикам возобновить патрулирование по всему миру. Совершенно очевидно, что тем самым он бросает вызов военному превосходству США. Путин приветствует иранского президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad), принимающего участие в саммитах ШОС. Поэтому Казахстан оказывается в трудном положении, и ему приходится соблюдать равновесие.
В данной геополитической игре с высокими ставками Россию нельзя игнорировать. В этом году Назарбаев и Путин вместе побывали в Туркменистане, чтобы обеспечить поставки туркменского газа через Казахстан в Россию. Это дает Астане солидный куш за транзит.
Для Казахстана также важны отношения с Соединенными Штатами. В прошлом году Назарбаев посетил Вашингтон и провел полезную встречу с президентом Бушем в Белом Доме. Он подписал соглашение о транспортировке казахской нефти танкерным флотом Казахстана через Каспий в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, строительство которого было поддержано США.
В конце недели Назарбаев принимал у себя Ху Цзиньтао и подписал с ним ряд энергетических соглашений. В рамках этих соглашений должна быть расширена сеть трубопроводов, которые будут обеспечивать подачу нефти и газа в быстро развивающийся и испытывающий энергетический голод Китай.
Некоторые российские эксперты тут же распознали в этом игру Назарбаева, в которой он сталкивает лбами Москву и Пекин. Они обвинили Назарбаева в том, что он слишком сблизился с Китаем. А всего несколько лет назад они обвиняли его в излишней привязанности к Америке и проамериканских настроениях. На самом же деле Назарбаев привязан лишь ... к Назарбаеву. И он определенно настроен проказахстански.
Поскольку его страна претендует на кресло председателя ОБСЕ в 2009 году, относительно чистые и честные выборы, демонстрирующие высокую поддержку населения, крайне важны. Придет ноябрь, и те, кто решает, достоин или нет Казахстан своего заветного устремления, должны будут дать свою положительную оценку избирательному процессу.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник аналитического центра Heritage Foundation, специалист по российским и евразийским исследованиям, а также по международной энергетической безопасности. Он автор книг "Eurasia in Balance" (Евразия в равновесии) и "Kazakhstan: Energy Cooperation with Russia - Oil, Gas and Beyond" (Казахстан: Энергетическое сотрудничество с Россией - нефть, газ и не только).
___________________________________________________________
Демократия по-казахстански ("Time", США)
Не совсем образцовая демократия ("The Independent", Великобритания)