ЛОНДОН - Англичане могут сколько угодно иронизировать над тем, как российские миллиардеры покупают их футбольные команды, или ругать Путина за его политику, но это не мешает им с удовольствием вкладывать деньги в российскую экономику.
По итогам первого полугодия Великобритания стала крупнейшим иностранным инвестором в России, вложив в эту страну пятнадцать миллиардов долларов, - таковы данные, собранные российским государственным комитетом по статистике.
Около восьмидесяти процентов этих средств поступили в Россию во второй половине полугодия, то есть именно в тот период, когда дипломатическая ссора вокруг обвинений России в убийстве бывшего двойного агента была в самом разгаре. Основными направлениями инвестиций стали оптовая и розничная торговля. Другими странами, инвестировавшими в Россию большие средства, стали (в порядке убывания) Нидерланды, Франция и Германия.
Цифры наглядно демонстрируют то, насколько мало значения политическое противостояние между Кремлем и Лондоном имело для веры европейцев в российскую экономику, показывавшую стабильный рост на протяжении последних восьми лет.
Денис Маслов, аналитик из 'Евразийской группы', заверяет нас, что данные статистики совершенно его не удивляют, и поясняет: 'Мы все время говорим о том, что налицо яркая диспропорция между политическими и экономическими отношениями России с Западом'.
Получается, что Россия разворачивает перед инвесторами перспективы, перед которыми положительно невозможно устоять.
'С точки зрения макроэкономических показателей в России все благополучно', сказал Маслов. В конце девяностых рост экономики составлял от 6,5 до 7 процентов. Финансовое положение также благоприятно: крупный профицит бюджета, большие золотовалютные резервы и гигантский стабилизационный фонд (средства, хранимые 'на черный день') должны предотвратить негативные последствия возможных пертурбаций на международном рынке нефти.
Вдобавок ко всему, несмотря на довольно грубое отношение государства к западным энергетическим компаниям (так, BP и Royal Dutch Shell были вынуждены передать свои активы Газпрому), данная проблема распространяется только на те отрасли экономики, которые считаются в России 'стратегическими'. Все остальные секторы, включая автопром и розничную торговлю (в которую и направилась большая часть инвестиций в истекшем полугодии), Кремль практически обходит вниманием. В этих секторах зарубежным компаниям даже разрешается приобретать сто процентов акций предприятий.
По словам Маслова, российские регионы предлагают зарубежным инвесторам выгодные условия, включая пониженные налоги и дешевую землю. Многие западные компании, банки и операторы розничных сетей, пользуясь данными преимуществами, создают в России дочерние предприятия. Наилучшие перспективы открываются, пожалуй, в сфере розничной торговли: рост потребительских расходов, подстегиваемый растущими доходами населения, привлекает на рынок многие западные компании соответствующего профиля. IKEA добилась в России феноменального успеха; поговаривают, что ее рынком заинтересовался и Wal-Mart.
Разумеется, нельзя сказать, что экономические отношения Запада с Россией радужны и безоблачны. Недавно представители правительства Германии и Еврокомиссии заявили, что обдумывают возможности осуществления надзора за госинвестициями, направляемыми в их страны. Великобритания между тем твердо заявила, что не будет следовать их примеру.