Отставные звезды детского кино и однояйцевые близнецы Лех и Ярослав Качиньские, уже два года правящие Польшей, традиционно становятся мишенью всевозможных шуточек. Кто-то вполне предсказуемо смеется над их невысоким ростом. Кто-то называет их. . . 'картофелинами'. Некая берлинская газета поместила на первой полосе фотографию президента Леха рядом с фотографией картофельного клубня с подписью: 'Кто из них к нам едет?'. Польский юморист Щепан Садурский недавно пожаловался, что на близнецов никаких шутников не хватает: дескать, они ежедневно генерируют столько материала для шуток, что профессионалы не справляются!
А полякам не до шуток - правительство страны, впервые в истории человечества возглавляемой двумя однояйцевыми близнецами, находится в серьезнейшем кризисе. 13 августа премьер Ярослав объявил, что осенью состоятся досрочные выборы - предположительно 21 октября или 18 ноября. Все лето перед этим в политической жизни царил хаос, окончившийся отставкой четырех министров и практическим распадом трехсторонней правящей коалиции. Об этих событиях премьер отозвался как об изменениях в лучшую сторону - 'как с моральной, так и с интеллектуальной точки зрения'.
Может быть, это и правда, но кадровые перестановки едва ли способствуют сохранению власти правительства. Последние социологические опросы показали, что на выборах больше всего голосов (более 30%) может собрать оппозиционная правоцентристская партия 'Гражданская платформа', настроенная, как считается, более дружелюбно по отношению к Европе, а также к предпринимателям. Консервативная партия близнецов 'Право и справедливость', согласно тем же опросам, может рассчитывать лишь на 17-24% голосов. Это означает, что рейтинг ПиСа снизился за последний год на десять пунктов. В Европе данный вариант развития событий многих заставит вздохнуть с облегчением, однако окончательно сбрасывать близнецов со счетов было бы глупо. Даже если 'Гражданская платформа' победит, перемены не обязательно окажутся такими радикальными, как на то надеются отдельные энтузиасты. Ведь корни кризиса уходят глубже - к тому времени, когда нынешнее правительство только формировалось. В 2006 году, не собрав достаточно голосов для формирования большинства и не сумев договориться о создании коалиции с крупными партиями, Ярослав вступил в блок с двумя радикальными группировками: националистами из партии 'Самооборона' и католиками-фундаменталистами из 'Лиги польских семей'.
Глава 'Самообороны' Анджей Леппер, судимый за клевету и разбойное нападение владелец свинофермы, стал министром сельского хозяйства и вице-премьером, а Роман Гертых, знаменитый антисемит, гомофоб и бывший глава ультранационалистической молодежной группировки, - министром образования.
Премьер Ярослав заявил, что опыт участия в управлении государством должен помочь обеим маргинальным партиям 'повзрослеть'. Взамен он получил лишь горький опыт провала в формировании нормальной коалиции. Не прошло и нескольких месяцев, как Леппер публично обозвал Ярослава 'хамом' (премьер не остался в долгу и назвал Анджея 'драчуном'). Еще позже Леппера обвиняли в предоставлении рабочих мест в обмен на сексуальные услуги, а в конечном итоге отправили в отставку за коррупцию (все обвинения Леппер отвергает). Министр внутренних дел и союзник Качиньских потерял работу, подвергнувшись критике за препятствование расследованию дела о коррупции в министерстве сельского хозяйства, которым управлял Леппер. 13 августа Ярослав уволил последних четырех министров, представлявших две союзные партии в правительстве.
Будущее польского правительства пока неясно. Более двадцати процентов избирателей не уверены в том, кому отдадут свои голоса. Более того, из-за творящегося балагана люди настолько разочарованы в политике, что явка на выборы ожидается ниже 50%, в результате чего новое правительство может стать буквально каким угодно. Если победит оппозиционная 'Гражданская платформа', ей, очевидно, потребуется партнер по коалиции, однако, учитывая остроту межпартийных отношений, никто не рискнет предположить, с какой партией лидер ГП Дональд Туск заключит союз. Некоторые аналитики, например, Петр Качиньский (однофамилец близнецов) из варшавского Института общественных дел, полагает, что Ярослав, скорее всего, потеряет пост премьера при любом исходе выборов, а его партия, вероятно, станет крупнейшей из оппозиционных. Что касается Леха Качиньского, то он продолжит занимать пост президента, сохраняя, в частности, сильное влияние на внешнюю политику, по крайней мере до 2010 года.
Новое правительство, которое возглавит 'Гражданская платформа', едва ли станет лекарством от всех бед, как того ожидают критики Качиньских. Основавшие эту партию в 2001 году деятели диссидентского профсоюзного и академического движений, некогда входившие в 'Солидарность', возможно, умнее и образованнее, чем их соперники из ПиСа, но основы их политических программ совпадают (Качиньские тоже были активными членами 'Солидарности'). 'Право и справедливость' много критикуют за то, что они активно проводят так называемую 'люстрацию', то есть заставляют всех чиновников и лиц, работающих по профессии, сотрудничавших с коммунистической властью, подписать соответствующее покаяние под страхом потери работы. Однако 'Гражданская платформа' предлагает даже еще более суровые меры по выявлению 'коллаборационистов'. В реальности, однако, ни та, ни другая программа, скорее всего, ничем не кончится, так как последний законопроект о люстрации недавно был снят решением суда высшей инстанции.
В части вопросов внешней политики 'Гражданская платформа' - такие же националисты, как и их соперники. 15 августа, в тот день, когда Лех Качиньский принимал парад танков и других родов войск в честь годовщины великой победы поляков над большевистской армией русских в 1920 году, лидер оппозиции и, вероятно, будущий премьер-министр Туск безуспешно попытался нанести визит в Белоруссию, чтобы поздравить с годовщиной живущих там поляков. Эксперты по экономике говорят, что, хотя ГП и более лояльно относится к бизнесу, чем ПиС, все равно у них, скорее всего, недостанет политической воли, чтобы провести давно необходимые Польше реформы в сфере налогов и расходов на общественные нужды. По словам экономиста из варшавского представительства банка Raiffeisen Яцека Висьневского, 'экономическое положение не ухудшится, но, скорее всего, и не улучшится тоже'.
Польский социолог и постоянный автор 'Газеты выборчей' Кинга Дунин, описывая различия между враждующими партиями, снова приводит в пример картофель. По его словам, если Качиньские - это два простых вареных клубня, то 'Гражданская платформа' - это картошка фри. Благодаря красивой нарезке вторые привлекут больше покупателей, но факт остается фактом - 'картошку фри делают из обычного картофеля, и этого никак не скроешь'. Кое-что конечно, изменится. Возможно, ГП не повторит ошибок Ярослава, ставящего, как это выяснилось при распределении постов в правительстве, верность выше профессионализма. Вероятно, Польша также сбавит резкий тон и больше не будет требовать больше голосов в Евросоюзе на том основании, что немцы убили много поляков во время второй мировой войны, - как сделал премьер Ярослав этим летом. Также, вероятно, прекратится расследование сексуальной ориентации телепузика Тинки-Винки - именно этим менее года назад занимался специально назначенный правительством человек.
С другой стороны, преемники ПиСа могут отказаться от тех достижений, которых ПиС сумел добиться за время нахождения у власти. Среди этих достижений: оптимизация правительственных расходов, позволяющая разумно регулировать огромные потоки средств, направляемых Евросоюзом в рамках программы содействия новым странам-членам; улучшение бюджетной дисциплины; наконец, давно необходимые увольнения бывших коммунистов из служб военной разведки страны. Под управлением 'Права и справедливости' безработица в Польше снизилась с 18 до 14 процентов, а экономика растет впечатляющими темпами - годовой рост составил целых 6 процентов. Без сомнения, в своей новой предвыборной программе Качиньские будут напирать на все эти достижения, но, учитывая те политические проблемы, которые вызвал их приход к власти, вряд ли им удастся сохранить достигнутый в 2005 году перевес над 'Гражданской платформой'.
Сатирикам, однако, рано расстраиваться. В политической жизни Польши близнецы продержатся еще как минимум несколько лет.
_______________________________
Варшавский договор ("The Sunday Times", Великобритания)
Черная дыра на месте советской империи ("Rzeczpospolita", Польша)