Румынский сектор информационных технологий считается одним из самых многообещающих среди аналогичных секторов промышленности других новых членов Европейского Союза. Иностранные инвесторы ценят сочетание высокого уровня технического образования и невысокого уровня заработной платы.
Даже основатель компании Microsoft Билл Гейтс (Bill Gates), посетивший Румынию в феврале этого года, судя по всему, проявил интерес к данному рынку. Президент Румынии Траян Бэсеску (Traian Basescu) воспользовался возможностью и "поблагодарил" Билла Гейтса, пошутив, что пиратское программное обеспечение компании Microsoft помогло румынам создать хорошо развитый сектор информационных технологий.
Около 70 процентов используемого в Румынии программного обеспечения является пиратским, однако данная страна выделяется тем, что ее президент признал существование компьютерного пиратства.
"Высказывание г-на Бэсеску действительно вызывает раздражение, однако данная проблема имеет международный характер, - сказал Ян Главач (Jan Hlavac), представитель чешского подразделения Ассоциации производителей программного обеспечения Business Software Alliance. Данная организация поддерживает компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, в борьбе с нарушителями авторских прав. - В некоторых странах нарушителей больше, в некоторых меньше, однако в любой стране мира имеются пользователи нелегального программного обеспечения".
Проводя кампании и исследования, Ассоциация пытается донести до пользователей и властей, что нелегальное программное обеспечение является украденным товаром, и что сектор информационных технологий несет огромные убытки.
Исследование, осуществленное в декабре 2005 года американской компанией IDC, показало, что снижение компьютерного пиратства в Европейском Союзе на 10 процентов может повысить темпы роста сектора информационных технологий с нынешних 30 процентов до 38 процентов в 2009 году.
В исследовании также отмечается, что из-за того, что пиратство негативно сказывается на спросе на разработку, адаптацию и сопровождение программного обеспечения, 10-процентное снижение уровня пиратства может принести мировой экономике около 400 миллиардов долларов, кроме того, будут собраны дополнительные налоги в размере 67 миллиардов долларов.
Сегодня производители программного обеспечения вынуждены действовать в слабом правовом поле, международная координация деятельности в сфере защиты интеллектуальной собственности почти не осуществляется.
"Каждая страна сама решает для себя, насколько жестко она будет относиться к компьютерному пиратству, - говорит представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Матиас Рампф (Matthias Rumpf). - Единственный способ заставить их более внимательно относиться к данной проблеме - это оказание политического давления".
Авторское право есть часть торгового права, поэтому ЕС может применять санкции против стран, мирящихся с компьютерным пиратством, отметил Рампф. Однако страны, в которых пиратство является распространенным явлением - в том числе Россия и Хорватия - пока не понесли никакого наказания.
Ситуацию в данных странах усугубляет то, что их законы не преследуют компьютерных пиратов. Business Software Alliance ставит Россию на второе после Китая место по компьютерному пиратству. Поэтому не удивительно, что в Москве на рынке неподалеку от станции метро Багратионовская покупатели могут купить музыку, фильмы или программное обеспечение по абсурдно низким ценам, иногда даже до поступления официальных продуктов в магазины.
Разработанная компанией Microsoft новая операционная система Windows Vista, которая должна была быть более надежной, чем предыдущая Windows XP, была взломана российскими хакерами через несколько дней после выхода на рынок. Практически сразу она появилась на рынках в России, Чехии, Польше и Хорватии, сообщает интернет-сайт www.markenpost.de. Microsoft вложила в разработку Windows Vista около шести миллиардов долларов.
В январе, когда Vista была представлена покупателям, компания Microsoft объявила, что более 22 процентов установленных во всем мире программ Microsoft являются нелегальными, что означает, что в январе 512 миллионов пользователей работали с программным обеспечением Microsoft без действующей лицензии.
Компания Microsoft считает, что эти данные не отражают реальной картины, так как программа, проводившая исследование, могла проверять только те компьютеры, пользователи которых дали на это согласие.
Производители программного обеспечения практически беспомощны против пиратства. "Сегодня мы не можем проверять, используется ли на каком-либо компьютере пиратская копия наших программ, - говорит представитель компании-производителя программного обеспечения Quark Матиас Джилк (Matthias Gilke). - Чтобы остановить пиратство, необходимо не допускать торговлю незаконным программным обеспечением".
Защита от копирования практически бесполезна, так как она является преградой лишь для обычных пользователей. Однако так как она не представляет собой серьезной преграды для хакеров, то производители не видят особого смысла вкладывать большие деньги в развитие данной технологии, сказал Джилк. "Мы ставим защиту от копирования в наши программы, однако мы не сильно концентрируемся на этом. Невозможно предотвратить появление нелегальных копий. Более важно сосредоточиться на удовлетворении покупателей, которые готовы платить. Мы не хотим, чтобы обеспечение высокого уровня защиты от копирования помешало нашей работе с клиентами, законно купившими наши программы".
Незаконных пользователей найти практически невозможно. Полиция Чехии хорошо осведомлена о проблеме, о которой говорил Главач, однако она может осуществлять проверку компьютера только в том случае, если имеются хорошо обоснованные подозрения в том, что на нем используются незаконные программы. "Нам нужны свидетельства, причем не важно, от кого. Обычно кто-нибудь сообщает в полицию или нам о том, что та или иная компания использует незаконное программное обеспечение, - сказал Главач. - Чаще всего так поступают бывшие работники из желания отомстить за что-либо. В этом случае полиция проверяет компьютеры и у нас появляются основания для предъявления иска".
Однако даже в случае поимки с поличным вести дело бывает нелегко, так как информаторы часто не хотят давать свидетельские показания в суде.
Microsoft - огромная компания, и она может пережить пиратство. Однако для небольших производителей программного обеспечения проблема пиратства стоит более серьезно. Быстрорастущие рынки являются очень важными для таких компаний, однако они также представляют собой большие риски, говорит Джилк.
"В таких странах, как Россия, мы не можем подать иск против кого-либо за то, что он использует наши программы незаконно. Там отсутствует правовая база для наказания взломщиков. А в других странах преследование каждого неправомочного пользователя будет невозможным с финансовой точки зрения. Мы получаем выгоду благодаря таким крупным лоббистам, как Microsoft, которые оказывают политическое давление на страны, в недостаточной мере уважающие авторское право".
Подобное давление может привести к неожиданным результатам. Россия, стремящаяся вступить во Всемирную Торговую Организацию, начала бороться с нарушениями авторских прав. И хотя она все еще остается страной с высоким уровнем пиратства, количество незаконно используемых копий программного обеспечения в 2005 году снизилось по сравнению с 2004 годом на 4 процента, говорится в исследовании, проведенном в мае 2006 года организациями Business Software Alliance и IDC.
В данном контексте судебный процесс, проведенный российскими властями над директором школы из небольшой деревни на Урале Александром Поносовым, кажется предостережением для остальных. Поносов купил для школы двенадцать новых компьютеров, на которых стояли незаконные копии программного обеспечения компании Microsoft. По его словам он не знал, что программы были незаконными.
Общественность пришла в ярость, и Microsoft поспешила заявить, что она не требовала, чтобы директора судили. Бывший президент России Михаил Горбачев (так в тексте - прим. перев.) написал открытое письмо с просьбой не наказывать директора. Президент Владимир Путин назвал данное дело абсурдом. Министр по связи и информатизации РФ Леонид Рейман заявил, что расследование необходимо проводить в отношении продавцов, а не покупателя.
Ситуации, подобные произошедшей с г-ном Поносовым, зачастую возникают из-за того, что покупатели не могут себе позволить заплатить полную стоимость программного обеспечения, признают юристы. Розничная цена операционной системы Vista составляет 300 евро.
Джилк предлагает относиться к молодым, испытывающим недостаток средств компаниям с терпимостью. "Довольно распространенным способом работы с компаниями, использующими незаконное программное обеспечение, является предоставление им амнистии. Мы говорим им: 'Если вы купите законное обновление к нашему продукту, то мы закроем глаза на то, что базовая версия программы является незаконной'. Это означает, что эти компании могут получить полностью законную программу даже за меньшую стоимость, чем при покупке ее в магазине".
___________________________________________________________
Пиратствуй кто может ("Nie", Польша)
Покончить с пиратством в России ("Los Angeles Times", США)