Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Законно ли присутствие Америки в Ираке? Этот вопрос редко поднимается в ходе дебатов республиканцев и демократов об этических и практических соображениях вывода сил Соединенных Штатов или продолжения их миссии. Но он может возникнуть в ближайшие несколько месяцев, неожиданно оказав решающее влияние

Лос-Анджелес - Законно ли присутствие Америки в Ираке? Этот вопрос редко поднимается в ходе дебатов республиканцев и демократов об этических и практических соображениях вывода сил Соединенных Штатов или продолжения их миссии. Но он может возникнуть в ближайшие несколько месяцев, неожиданно оказав решающее влияние.

В мае 2003 г., всего через несколько недель после свержения иракского правительства, резолюцией Совета Безопасности 1483 'Администрация' - то есть 'оккупирующие державы в рамках объединенного командования' - была признана действующим законным правительством Ирака.

В октябре 2003 г. Совет Безопасности предпринял очередной шаг и дал мандат многонациональным силам под руководством США на установление безопасности и стабильности в Ираке. Отметив, что этот мандат истекает через год, Совбез выразил свою 'готовность рассмотреть в тот момент любые будущие потребности сохранения многонациональных сил, принимая во внимание мнения международно признанного представительного правительства Ирака'.

В принятой в июне 2004 г. резолюции Совета Безопасности 1546 говорилось, что 'к 30 июня 2004 года завершится оккупация Ирака, прекратит свое существование Коалиционная временная администрация, и Ирак восстановит свой полный суверенитет'. Когда, вслед за этим, суверенный Ирак прошел через выборы и сложную процедуру формирования нынешнего правительства, ООН продлила мандат многонациональных сил, выполняя просьбы премьер-министров Ирака - Ибрагима аль-Джафари в 2005 г. и Нури Камаль аль-Малики - в прошлом.

Нынешний мандат истекает в конце декабря. Будет ли он продлен? В июне парламент Ирака принял закон, согласно которому мандат не может быть продлен без консультаций с ним и его одобрения. Малики этот закон не подписал и теоретически может наложить на него вето. Однако, учитывая, что его отношения с Вашингтоном ухудшаются, кажется все более вероятным, что он поставит свою подпись и в декабре поступит согласно закону.

Со своей стороны, иракский парламент принял необязывающую резолюцию, призывающую к составлению графика вывода иностранных сил. Если в декабре он не проголосует за продление мандата, то американские войска будут находиться в Ираке незаконно.

Вызовет ли этот юридический поворот реальные проблемы? Разумеется, администрация Буша не склонна уделять слишком много внимания резолюциям Совета Безопасности. Но истечение срока мандата будет иметь огромное значение для иракцев, вплоть до того, что шииты воспримут его как сигнал к всеобщему восстанию против иностранных сил.

Осада Эн-Наджафа в 2004 г. - единственное коллективное восстание шиитов в Ираке после начала войны - до предела истощило силы американских войск. Многократно повторенный Эн-Наджаф может приблизить совсем не тот эндшпиль, на который сейчас, похоже, рассчитывает американское командование. Более того, Муктада ас-Садр, возглавивший восстание в Эн-Наджафе, стал, вероятно, самым популярным и влиятельным арабом в Ираке.

Смена правового статуса американского присутствия в Ираке может вызвать еще одну реальную проблему, если Малики (или его преемник) выполнит свою недавнюю угрозу 'искать друзей повсюду'. Примечательно, что он сделал это предупреждение администрации Буша на пресс-конференции в Сирии.

Еще один возможный 'друг' - все более агрессивная Россия. Москва не расстроится, если после иракского провала Соединенные Штаты превратятся из единственной сверхдержавы в одну из нескольких великих держав.

Но самым естественным и, вероятно, самым энергичным новым партнером Малики станет шиитский Иран. Если события пойдут по такому сценарию, пока наши войска остаются в Ираке, то должны ли Соединенные Штаты нанести по Ирану превентивный удар? Кое-кто в высших эшелонах власти хотел бы этого, но превентивный удар по Ирану может немедленно привести к иранскому контрудару и перекрытию Ормузского пролива, являющегося входом в Персидский залив. Тогда американские силы окажутся в ловушке, отрезанные и от основной линии снабжения и от главного маршрута эвакуации.

Возможно, пора изменить лозунг на желтых ленточках и вместо 'Поддержи наши войска' написать 'Защити страну'. Вместо того, чтобы наблюдать за тем, как американская армия-освободительница униженно покидает страну на основании решения парламента или как коварные враги преграждают ей путь к отступлению, Сенат должен вместе с иракским парламентом призвать Совет Безопасности к принятию новой резолюции, требующей постепенного вывода всех иностранных сил из Ирака - без спешки, но как можно скорее.

Джек Майлз - старший научный сотрудник по религиозным вопросам Тихоокеанского совета по международной политике, профессор Калифорнийского Университета в Ирвине (английский язык и религиоведение).

____________________________________

Если Ирак падет ("The Wall Street Journal", США)

Любой вариант ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)