Щучье, Россия - Среди низин и болот примерно в 160 километрах от южной границы России возвышается огромное серое здание из бетона и кирпича с многочисленными трубами и кабелями внутри. Это завод, который в будущем году может начать уничтожение страшнейшего наследия "холодной войны".
Надпись гласит, что объект N1207 - это завод для хранения и ликвидации химического оружия. Но на табличке не напишешь всей истории создания предприятия по уничтожению химического оружия. Это крупнейший отдельный американский проект стоимостью 1 миллиард долларов, цель которого - ликвидация оружия массового уничтожения, оставшегося после распада Советского Союза. Это также один из наиболее проблемных проектов США.
Годами планы его строительства срывались, велись споры по поводу финансирования, подрядчиков, обеспечения жителей этого района. И вот теперь, как говорят официальные представители, средняя точка пройдена, и уничтожение химического оружия может начаться в декабре 2008 года.
Сенатор-республиканец от штата Индиана Ричард Лугар (Richard G. Lugar) и бывший сенатор-демократ от Джорджии Сэм Нанн (Sam Nunn), ставшие авторами программы Нанна-Лугара по хранению опасных материалов и оружия, оставшегося в бывшем Советском Союзе, приехали в четверг в Щучье после пятилетнего перерыва, чтобы проверить данный проект, являющийся краеугольным камнем их более масштабных планов.
Примерно в двадцати километрах от завода расположен источник их беспокойства и опасений - окруженная колючей проволокой и состоящая из деревянных складов с крышами из рифленого железа база, где долгие годы хранятся 1,9 миллиона артиллерийских снарядов, заполненных смертельным нервно-паралитическим отравляющим веществом.
Боеприпасы здесь самого разного калибра - от 85-миллиметровых снарядов до боевых частей ракет "Скад". По словам официальных представителей, 1,2 миллиона из них снаряжены зарином, 514000 - зоманом, а 157540 - газом VX. Крохотной капли такого нервно-паралитического отравляющего вещества достаточно, чтобы убить человека. Теоретически, в снарядах столько смертоносного яда, что его достаточно для уничтожения миллионов людей.
Внутри складских помещений снаряды хранятся на деревянных полках. Они очень похожи на винные бутылки в темном погребе. Пол Макнелли (Paul L. McNelly), менеджер программы по уничтожению химического оружия из Агентства по снижению военной угрозы министерства обороны говорит, что отравляющие вещества внутри снарядов находятся в своем "первоначальном состоянии".
Нанн обеспокоен тем, что эти боеприпасы могут привлечь к себе внимание террористов. Хотя периметр базы укреплен, многие снаряды не учтены, и пару боеприпасов вполне можно вынести с территории в портфеле. "Я думаю, что будет крайне трудно выяснить факт кражи", - говорит он. Отмечая, что согласно оценкам для полного уничтожения оружия может понадобиться от пяти до десяти лет, Нанн добавляет: "Думаю, что у нас не так много времени".
Хранящиеся здесь боеприпасы составляют лишь 13 процентов от общего объема запасов химического оружия, о которых заявила Россия. Он составляет 40000 тонн и размещается в семи хранилищах. В соответствии с Конвенцией по химическому оружию от 1997 года, Россия и Соединенные Штаты Америки, обладавшие крупнейшими запасами во времена "холодной войны", должны уничтожить их до 2012 года.
Рохелио Пфиртер (Rogelio Pfirter), возглавляющий Организацию по запрещению химического оружия со штаб-квартирой в Женеве, заявил в этом месяце, что Россия ликвидировала 22 процента своего оружия, а Соединенные Штаты - 46 процентов.
После распада Советского Союза в 1991 году вопрос очистки таких складов казался безотлагательным. Сегодня ликвидация оружия "холодной войны" стала не менее сложной проблемой, чем его создание в прошлом веке.
Дела в Щучьем идут очень медленно и с большим трудом. Первые соглашения о нейтрализации отравляющих веществ были подписаны в 1996 году. Но в 1998 году произошел обвал российской экономики, и те обещания по строительству школ и прочих объектов возле предприятия, которые давало российское правительство, остались невыполненными. Проект был отложен на несколько лет. Наконец в 2003 году началось строительство.
После ввода в строй мощности предприятия позволят уничтожать 1700 тонн отравляющих веществ в год. На складах там находится 5400 тонн. Если линии разборки начнут работать в 2008-м, то уничтожение одних только снарядов в этом месте будет продолжаться до 2011 года. Таким образом, пройдет 20 лет с момента распада Советского Союза.
В процессе уничтожения снаряды будут рассверливаться. Нервно-паралитическое отравляющее вещество будет из них удаляться, обезвреживаться и смешиваться с битумом. Затем этой смесью заполняются контейнеры, захоронение которых будет осуществляться здесь же. Корпуса снарядов пойдут на металлолом.
По некоторым сведениям, местное население по-прежнему разочаровано. Международная природоохранная организация "Зеленый крест" (Green Cross International), основанная и возглавляемая бывшим советским лидером Михаилом Горбачевым, сообщила в своем докладе, что в июне местные жители провели демонстрацию, требуя предоставить им те социальные льготы, которые были обещаны правительством.
Россия, разбогатевшая сегодня на доходах от продажи нефти, подписала новое соглашение, в котором обязалась выделить необходимые средства, если стоимость программы в целом превысит предназначенный для нее американский бюджет. Свой вклад в программу вносят и другие страны, в том числе, Канада, Великобритания, Чехия, Италия, Норвегия и Швейцария. Американский фонд Nuclear Threat Initiative, сопредседателем которого является Нанн, выделил 1 миллион долларов на строительство моста для железнодорожной ветки, по которой снаряды будут перевозиться на предприятие для их ликвидации.
___________________________________________________________
В избавлении советского блока от ядерных материалов успехи даются нелегко ("The Washington Post", США)