Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В чем, по мнению Щаранского, ошибся Буш

Щаранский не знает никого, кто верит в его идеалы сильнее, чем нынешний президент США

В чем, по мнению Щаранского, ошибся Буш picture
В чем, по мнению Щаранского, ошибся Буш picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Щаранский называет Буша "одиноким борцом за демократию из Белого дома", так как его никто не поддерживает. Однако он назвал три примера, в которых Буш мог и должен был проявить большую настойчивость в деле продвижения демократии: Палестина, Египет и Саудовская Аравия.

Бывший министр Натан Щаранский (Natan Sharansky), книга которого "В защиту демократии" вдохновила в свое время президента США Джорджа Буша (George W. Bush), поставил Бушу "тройку" за претворение в жизнь его точки зрения.

Щаранский, бывший "Узник Сиона" (по еврейскому законодательству - лицо, отбывавшее тюремное заключение за свои убеждения или деятельность - прим. перев.), возглавляющий в настоящее время Институт стратегических исследований при научном центре "Шалем", сказал в четверг в интервью газете "The Jerusalem Post": "Я должен отдать Бушу должное, так как он вернул в повестку дня вопрос единства безопасности и демократии, который был забыт свободным миром после кончины Советского Союза. Однако ему трудно претворять этот постулат в жизнь, так как ему приходится действовать в одиночестве".

"Многие политики и институты, которые должны продвигать демократию и свободу, цинично не хотят этого делать, так как речь об этом завел Буш, - продолжил Щаранский. - Поэтому я ставлю Бушу "отлично" за постановку данного вопроса и "удовлетворительно" за претворение его в жизнь. А его оппонентам я ставлю кол с минусом, так как они нападают на Буша не из-за его неспособности выполнить поставленную им самим задачу, а из-за того, что эту задачу поставил именно он. Их подход лишает народы Ближнего Востока возможности жить свободными".

Щаранский называет Буша "одиноким борцом за демократию из Белого дома", так как его никто не поддерживает. Однако он назвал три примера, в которых Буш мог и должен был проявить большую настойчивость в деле продвижения демократии: Палестина, Египет и Саудовская Аравия.

По палестинскому вопросу Щаранский три раза безуспешно пытался убедить Буша не допустить проведения в прошлом году в Палестинской Автономии выборов, на которых победу одержало движение ХАМАС.

"Я говорил Бушу и до, и после выборов, что поспешные выборы не заменят собой демократический процесс, - сказал Щаранский. - Для проведения выборов необходимо свободное общество. Выборы должны быть последним этапом демократического процесса".

Щаранский похвалил Буша и государственного секретаря Кондолизу Райс (Condoleezza Rice) за поддержку свободы в Египте, Ливане и Сирии. 4000 египетских судей, написавших президенту Хосни Мубараку (Hosni Mubarak) о том, что избирательная система страны должна быть изменена, не пошли бы на такой риск без поддержки Америки, сказал Щаранский. Он также похвалил Буша за то, что он оказал давление на Мубарака с целью освобождения борца за демократию Саада Эддина Ибрагима (Saad Eddin Ibrahim).

Однако по мере того, как война в Ираке становилась все более трудной, государственный департамент США стал настаивать на поддержке лояльных Америке светских диктаторов, таких как Мубарак, и Буш уступил, отметил Щаранский.

"Америка боялась, что если она будет вести борьбу с коррумпированными диктаторами, то к власти на Ближнем Востоке придет исламистская организация "Мусульманское Братство". Когда Америка говорит с позиций силы, тогда положение диссидентов-демократов укрепляется. Но если Америка заключает союзы с диктаторами, то позиции диссидентов ослабевают, а позиции исламских фундаменталистов становятся прочнее. Именно поэтому Америка не должна поддерживать Мубарака или Саудовскую Аравию", - сказал бывший советский диссидент.

Что касается Саудовской Аравии, то Щаранский говорил г-же Райс, что она была неправа, когда включила это королевство в список "умеренных стран Ближнего Востока". Он сказал, что в ответ на вопрос, в чем же проявляется умеренность саудовского режима, она призналась, что он затронул больное место, и с тех пор она говорила об "ответственных странах Ближнего Востока".

"Америка много лет хотела, чтобы Саудовская Аравия принимала участие в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке, однако если вы верите в связь между безопасностью и демократией, то вы поймете, что это невозможно", - отметил Щаранский.

"Действительно, Саудовская Аравия выступает против Ирана, однако нелепо говорить, что Израиль должен пойти на уступки ради того, чтобы Саудовская Аравия присоединилась к ближневосточному мирному процессу. Как сказал Буш, добиться наступления мира на Ближнем Востоке может только то руководство, которое проводит демократические реформы. Однако это как раз то, чего лидеры Саудовской Аравии хотят меньше всего. Демократические реформы представляют для Саудовской Аравии такую же опасность, как и для Ирана".

На вопрос, есть ли в Соединенных Штатах кандидат на пост президента, который мог бы претворить его точку зрения в жизнь лучше, чем Буш, Щаранский ответил, что он не знает никого, кто верит в его идеалы сильнее, чем нынешний президент США.

"Он страстно верит в силу свободы. Однако мы увидели, что просто верить недостаточно. Необходимо быть способным оказывать всеобъемлющую поддержку этим идеям. Кандидат должен не только верить в эти идеи, он должен суметь сплотить вокруг этих идей широкую коалицию и добиться поддержки этих идей американским народом".

На вопрос, не думает ли он, что глава партии "Ликуд" Биньямин Нетаньяху (Binyamin Netanyahu) более лояльно, чем ранее, отнесется к его идеям, если он вернется в кабинет министров, Щаранский ответил, что он надеется на это. "Из всех израильских политиков Биби единственный сказал о принципиальной разнице между мирными соглашениями, достигнутыми при помощи демократии или без нее, в книге, написанной им много лет назад, - сказал Щаранский. - Это очень важный шаг. Также важно, чтобы люди не были скептично настроены. У идей нет никакого шанса на воплощение, если лидер, который в них верит, стал одиноким диссидентом".

Один из вопросов, которыми Щаранский занимается в Институте стратегических исследований, является Иран. По его словам, ядерную программу Ирана еще можно остановить, хотя у мирового сообщества осталось на это очень мало времени. Он отметил, что он с самого начала знал, что Буш хочет остановить Иран.

Щаранский сказал, что главными его достижениями после ухода из Кнессета в ноябре прошлого года стали образование института, проведение встречи диссидентов-демократов в Праге, перевод его книги на множество языков и получение от президента Буша президентской медали свободы в Вашингтоне.

"Я ни секунды не жалел об уходе из Кнессета, - сказал Щаранский. - Не потому, что я считаю работу там маловажной, а потому, что я считаю, что если ты не можешь изнутри влиять на многие важные процессы, то ты должен найти другие способы влиять на них, что я в конечном итоге и сделал".

___________________________________________________________

Дело свободы живет ("The Washington Post", США)

Формула Щаранского ("The Jerusalem Post", Израиль)