Вслед за обнародованием британским Министерством обороны снимков российских стратегических бомбардировщиков, которые были зафиксированы английскими радарами, тема возобновления полетов российской дальней авиации вновь начала будоражить умы людей. Мнение специалистов о реальном потенциале российских самолетов, тем не менее, существенно разниться.
Способен нести военное дежурство в небе в течение полугода?
17 августа 14 самолетов ВВС России, взлетевших с семи аэродромов, осуществили 20-часовой перелет. 'Угрожающий рокот российских самолетов в небе' приковал к себе взоры всего мира. Несмотря на это, в России и на Западе по-разному оценили происшедшее. В своих материалах от 20 августа газета 'Московский комсомолец' упомянула о том, что официальный представитель Госдепа США Ш.Маккормак поставил под сомнение реальные возможности российских стратегических бомбардировщиков, отметив, что 'это были устаревшие модели времен 'холодной войны'', и они не способны оказать какое-либо серьезное влияние на США.
По мнению известного российского политического обозревателя О.Боженовой (так в тексте — прим. ред.), коэффициент износа российских самолетов велик и если по-прежнему проводить регулярные вылеты, то уже через полгода все самолеты выйдут из строя из-за неполадок двигателей. Вместе с тем учитывая то, что стратегические бомбардировщики относятся к тяжелому виду вооружения, для их эксплуатации требуются большие запасы горючего, поэтому для продолжения регулярных вылетов российским ВВС в целях экономии будет необходимо приостановить полеты других самолетов.
Потенциал российской стратегической авиации огромен
Российские специалисты полагают, что критика потенциала российской авиации безосновательна. По данным доклада 'Военный баланс-2007', опубликованного Британским международным центром стратегических исследований, основу российских ВВС составляют самолеты Ту-95 МС и Ту-160. По мнению же американских специалистов, самолеты российской стратегической авиации безнадежно устарели. И это притом, что стратегический бомбардировщик В-52, состоящий на вооружении ВВС США, считается главным 'долгожителем' мировой авиации. И США планируют продлить эксплуатацию этого 'антиквариата', производство которого было завершено еще в 1962 году, до 2044 года. Для сравнения стоит отметить, что российский Ту-95 МС поступил на вооружение лишь в 1984 году и стал первым стратегическим бомбардировщиком, способным доставить ядерные заряды до территории США через Северный полюс. Ко всему прочему используемые на этих самолетах турбовинтовые двигатели легко поддаются модификации и ремонту, что существенно продлевает срок эксплуатации самого самолета.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 поступил на вооружение в 1987 году, и его производство продолжается до настоящего времени. Самолет способен на предельных высотах, находясь вне зоны действия системы ПРО противника, поражать вражеские цели; он в состоянии осуществлять запуск ракет с ядерными боеголовками или простых ракет на низких высотах. Самолет также способен вести стратегическое патрулирование воздушного пространства и осуществлять запуски наступательных ракет ближнего действия. Именно поэтому, НАТО испытывает к этому самолету повышенный интерес. В этом году на Авиасалоне МАКС-2007 российские специалисты выставили на показ модернизированную модель бомбардировщика ТУ-160. Специалистами была произведена существенная доработка электронных и иных систем данной модели. Канадские специалисты, оценивая потенциал российских ВВС, пришли к выводу, что российский военный авиапром это 'немощный тигр в героическом порыве' — сегодня, кроме США, в мире нет другого государства, потенциал военно-воздушных сил которого, был таким же, как у России.
Решение проблемы устаревания боевых самолетов видится не только через их модернизацию, но и, как отмечает газета 'Взгляд' со ссылкой на советника Президента России по вопросам военно-технической политики и развитию оборонно-промышленного комплекса А.Бурутина, через производство новых стратегических бомбардировщиков. Российские власти в настоящий момент активно изучают возможность проектирования и производства на базе самолетов гражданской авиации нового бомбардировщика. И как только будет налажено инвестирование, производство сразу же начнется. Говоря о вопросах 'нехватки горючего', то здесь Россия, экономика которой была восстановлена благодаря 'нефтяной политике', может испытывать нужду в чем угодно, но только не в топливе, особенно поставляемом на нужды военной авиации, имеющей непосредственное отношение к обороноспособности государства.
Уровень ВВС России мало-помалу восстанавливается
И действительно стоит прислушаться к излюбленному выражению российских военных, что враг — вот, кто настоящий судья. Несмотря на то, что некоторые западные критики 'свысока смотрят' на российские ВВС, американские и британские самолеты с поразительной частотой по тревоге взлетают в небо для 'конвоирования' российских стратегических бомбардировщиков и отслеживают их действия во время проведения летно-тактических учений. Это и есть реальная оценка НАТО потенциальных возможностей российских стратегических ВВС. Помощник Главкома ВВС России А.Дробышев 22 августа заявил, что Россия 'спокойно относится' к наблюдению за российскими стратегическими бомбардировщиками, осуществляемому самолетами НАТО. Восстановление полетов дальней авиации, по мнению специалистов, продемонстрировало боеспособность российских стратегических самолетов. Находящиеся на боевом дежурстве бомбардировщики, в любой момент способные подняться в небо и выполнить боевые задачи, являются неоспоримым доказательством восстановленного боевого потенциала российской авиации стратегического назначения.
__________________________________________
Кому машут российские бомбардировщики? ("Respublika", Литва)
Москва снова демонстрирует свои военные мускулы ("The Guardian", Великобритания)