Исполнение вступившего в силу в 2006 году закона об НПО представляет угрозу для свобод в России, поскольку теперь многочисленные общественные организации могут быть или закрыты, или взяты под контроль. Владимир Путин действует методично. Созданный им режим, который поочередно именовался 'вертикалью власти', 'управляемой демократией' и 'диктатурой закона', твердо и жестко продолжает проводить в России стратегию 'ежовых рукавиц'. Для того чтобы в стране остались лишь НПО, контролируемые властью или зависимые от нее, российский президент использует старинный прием: представляет Россию в образе осажденной врагами крепости.
Г-н Путин убежден, что НПО, если их не контролировать, будут получать деньги из фондов, финансируемых иностранными секретными службами, перед которыми стоит одна-единственная задача - ослаблять позиции России и вмешиваться в ее внутренние дела. Следовательно, НПО нужно прижать к ногтю. Ужесточение внутриполитического курса наблюдается, когда уже не за горами март 2008 года - дата истечения президентского мандата Путина.
Это усиление контроля над гражданским обществом происходит в тот самый момент, когда становятся известны результаты официального расследования убийства оппозиционной журналистки Анны Политковской, застреленной около года назад на лестничной клетке своего московского дома - результаты, явно имеющие целью обелить российские власти.
Николя Саркози 27 августа в ходе своего выступления на внешнеполитические темы критически отозвался о России, которая, 'стараясь вернуться на мировую политическую сцену, с определенной долей грубости использует свои активы, особенно нефть и газ'. Это неоднозначно свидетельствует о том, что Франция, любезничавшая с Путиным во времена Ширака, начинает ужесточать свою позицию по отношению к российскому президенту. Простое совпадение или нет, но происходит это в то время, когда Москва предлагает своего кандидата на пост главы МВФ в противовес выдвиженцу Франции Доминику Стросс-Кану. Как бы то ни было, мы можем только приветствовать заявление президента Франции. В нем содержалась явная поддержка стран, соседствующих с Россией - а также Евросоюзом, - которые в течение многих лет подвергались давлению и запугиванию со стороны Москвы.
Тем не менее, г-н Саркози проявил осторожность и ни слова не сказал о развитии внутриполитической ситуации в России. Французский президент познакомился с Владимиром Путиным в июне с.г. на проходившем в Германии саммите 'большой восьмерки'. В ближайшие месяцы позиция Москвы будет иметь критическое значение при решении ряда вопросов, например, по Косово и Ирану.
Возможно, именно этим объясняется тот факт, что г-н Саркози, после того как стал президентом, избегает любых публичных заявлений о том, что происходит в России: рост авторитаризма, давление на НПО, убийства журналистов, лишение свободы по политическим мотивам, преступления, совершаемые на Северном Кавказе, исчезновение людей, пытки. Саркози прошел пока лишь половину пути.
_____________________________________
Россия, Инкорпорейтед ("The American Spectator", США)
Лицом к лицу с Россией ("The Guardian", Великобритания)
А что, если Путин проиграет? ("Trouw", Голландия)