Конец августа 1980 года был знаменательным для Польши. Именно тогда бастующие комитеты рабочих и коммунистическая власть подписали соглашение, что позволило легально создавать организации, представляющие интересы рабочих. Это дало начало 'Солидарности' - известного на весь мир профсоюза, который боролся с коммунизмом.
Спустя 27 лет, - а именно столько прошло с момента подписания соглашения, - многие задумываются над изменениями, которые прошли за это время. Политический комментатор Кшиштоф Готтесман, который свою журналистскую карьеру начинал в еженедельнике 'Тыгодник Солидарность' сегодня, в газете 'Жечпосполита' размышляет на тему легенды 'Солидарности'. 'Все помнят сцену, - говорит он, - когда молодой Лех Валенса огромной шариковой ручкой подписывал соглашение с коммунистическим правительством. Тогда все казалось элементарным. Было разделение на наших и ваших. Мы, т.е. те, кто создавал на протяжении очередных 16 месяцев 10-миллионную 'Солидарность' - смесь профсоюза с политической организацией, против Них, т.е. госаппарата Польской народной республики, государства без суверенитета и демократии, - пишет Кшиштоф Готтесман в газете 'Жечпосполита'.
'Чрезвычайное положение в 1981 - 1983 годах еще раз напомнило об этом разделе, когда польский ОМОН избивал палками активистов 'Солидарности'. Свободная Польша снесла этот чрезвычайный, но искусственный раздел. Оказалось, что 'Солидарность' имеет много красок, которые часто не сочетаются друг с другом. В нее входили либералы, социалисты, синдикалисты, коммунисты, консерваторы, троцкисты, монархисты и многие другие. О ценностях 'Солидарности' говорили также все те, которые не могли найти себя в рамках старых и традиционных идеологий, - констатирует автор эссе.
Привлекательность 'Солидарности' и ее легенды была огромной. На протяжении последней четверти века, наверное, почти все политические силы хотели принять 'Солидарность' к себе и на ее основании создавать свое значимость. И не только те, кто имел что-то общее с профсоюзом. Даже Войцех Олейничак и Гжегож Наперальский, люди, на которых возлагает свою надежду партия 'Союза левых демократов', и к которой Лех Валенса никогда не симпатизировал, вспомнили о 21 постулате 'Солидарности' и два года назад их подписали, - отмечает обозреватель.
По его мнению, легенда 'Солидарности' каждый должен сохранить для себя такой, какой сам его себе создал. 27 годовщину подписания соглашения партия 'Право и Справедливость' отмечает в Любине на съезде профсоюза 'Солидарность', партия 'Гражданская платформа' - в Гданьске, у памятника погибшим работникам, бастовавшим в коммунистические времена судоверфи. Еще недавно, лидеры обеих партий, участники событий 1980 года, обвиняли друг друга в предательстве 'Солидарности'. Лех Валенса - легенда августа 1980 года также не может воздержаться от беспристрастия, - пишет Кшиштоф Готтесман.
С одной стороны это хорошо, что в сознании поляков есть идея, о которой многие помнят и ставят в пример. С другой стороны, такие великие идеи появляются раз в несколько поколений. Благодаря идее 'Солидарности', Польша стала свободной страной с демократическим государственным строем, со свободным рынком и свободой слова. Поэтому легенду 'Солидарности' надо беречь и не использовать ее в текущей политике, потому что иначе она потеряет свою привлекательность и чистоту. И тогда в важный и нужный момент эта легенда может просто развеяться', - такими словами Кшиштоф Готтесман заключает свое эссе о легенде 'Солидарности', опубликованное в газете 'Жечпосполита'.
СУ
____________________________________________
Варшавский договор ("The Sunday Times", Великобритания)
Россия не была готова к "Солидарности" ("Dziennik", Польша)