Пекка Сутела (Pekka Sutela) - застенчивый и дружелюбный человек, склонный к порывам энтузиазма, заставляющим его заниматься дополнительной работой наряду с официальной должностью руководителя Института переходных экономик Банка Финляндии (Institute for Economies in Transition).
Избегая излишней статистики и отдавая предпочтение 'рассказам, мемуарам, хроникам и ненаучным биографиям', он приоткрыл завесу и показал картину экономических взаимоотношений между Финляндией и Россией во всей их сложности и напряженности, перемежающейся порой с комедией и фарсом.
Его дискуссионная статья 'Фольклор в восточной торговле Финляндии' ('The Folklore of Finland's Eastern Trade') изобилует деталями о 'грузинском коньяке, который почти невозможно пить', о взятках, авантюризме и прослушивании телефонных разговоров. 'Это был настоящий цирк' - так, по словам Сутелы, об эпохе Хрущева отзывался один известный бизнесмен. 'Мы ели, пили, ходили в баню, плавали, потом снова ели и пили'. Другой бизнесмен так вспоминает о тех временах: 'Мы ели икру как кашу'.
Один бывалый коммерсант в качестве взятки контрабандой ввез в Россию отапливаемый гараж, который занял целый вагон. Бизнесмены с нетерпением ждали встреч и переговоров в барах отелей, коротая время за рюмкой. А когда, наконец, встреча начиналась, нужно было идти на долгую прогулку в лес, чтобы избежать прослушивания - или опять в баню.
За всеми этими анекдотами скрывается важный момент: хотя повседневная жизнь финнов и русских шла своим чередом со всеми присущими ей житейскими причудами и казусами, на ее фоне всегда маячила непростая история взаимоотношений двух стран: империя, унижение, война, патриотизм, поражение, репарации, крах и возрождение.
Экономические связи Финляндии с Россией всегда определялись этими событиями и в результате как маятник раскачивались то в сторону расцвета, то в сторону застоя. Когда Финляндия была автономным регионом Российской империи в период с 1860 по 1916 год, объем торговли с Россией составлял 40 процентов от ее общего товарооборота. Все это рухнуло, когда Финляндия в 1917 году обрела независимость. Вплоть до 1944 года доля России во внешней торговле Финляндии составляла в среднем 2 процента.
Все вновь изменилось с появлением Советского Союза, на долю которого в период с 1945 по 1990 годы приходилось 16 процентов внешней торговли Финляндии. Пиковый период выпал на начало и середину восьмидесятых, когда этот показатель составлял 25 процентов. Тогда на Россию работали 150000 финнов, или 6 процентов трудоспособного населения страны.
В 1991 году, когда распался Советский Союз, ВВП Финляндии снизился на 3 процента, что вызвало экономический кризис. Позднее Россия вновь начала приносить финнам 6 процентов их доходов от внешней торговли, но вскоре вновь наступил спад в результате кризиса 1998 года. Однако к 2005 году Россия опять стала самым крупным внешнеторговым партнером Финляндии, на ее долю приходится 12 процентов экспорта Финляндии.
Эти цифры говорят о том, что между двумя странами существует пусть неустойчивые и сложные, но вместе с тем гармоничные отношения взаимопонимания. По данным Банка Финляндии, финский экспорт в Россию в этом десятилетии увеличивается на 25 процентов в год. Главными его статьями являются электрическое и электронное оборудование, такое как мобильные телефоны, станки, машины и химическая продукция. Но все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Согласно оценкам, около 25 процентов финского экспорта на самом деле является реэкспортом, то есть товарами, произведенными в какой-то другой стране, а затем ввезенными в Россию через Финляндию.
Суть всего этого заключается в том, что страны мира используют Финляндию в качестве коридора для своих товаров на пути в Россию, потому что она имеет относительно хорошо функционирующую пограничную систему по сравнению с Прибалтикой, хотя очереди из грузовиков на ее границах растягиваются на 50 километров, а дороги постоянно загружены.
Экономические выгоды для Финляндии от такой реэкспортной торговли довольно невелики, если говорить о занятости населения и развитии бизнеса.
Более того, бесконечные очереди и мусор создают напряженность и недовольство. Большой ущерб наносится и дорогам Финляндии, за ремонт которых приходится платить финским налогоплательщикам.
Еще одна серьезная проблема - это 'серые' схемы торговли, в рамках которых коммерсантами изобретаются самые разнообразные уловки, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин и налогов. Анализ, проведенный Симоном-Эриком Оллусом (Simon-Erik Ollus) и Хели Симолой (Heli Simola) из Банка Финляндии, показывает, насколько сложны порой бывают такие схемы.
'Товары, предназначенные для ввоза в Россию, покупаются у финского или какого-то другого поставщика, но не у настоящего импортера. Сначала они хранятся на складе в Финляндии, затем партия разбивается на мелкие части. В партию товара добавляется какая-нибудь дешевая продукция, например, мячики для пинг-понга. Такая вновь сформированная партия до пересечения границы проводится через несколько финских или даже прибалтийских складов, чтобы скрыть происхождение товара. Перевозка через российскую границу осуществляется грузовым или пассажирским транспортом, чтобы ввести в заблуждение таможню. В России наиболее ценная часть партии отправляется на 'черные' склады, а дешевые товары декларируются на таможне'.
В российской статистике импорта фигурирует лишь половина тех товаров, что зарегистрированы в финской экспортной статистике. В 2000 году эта разница составляла 1,1 миллиарда долларов, а к 2005 году она утроилась.
Оборотная сторона всех этих махинаций заключается в том, что финские фирмы - сознательно или неосознанно - становятся жертвами международных преступных организаций, что усиливает угрозу коррупции и шантажа в бизнесе Финляндии. Это вызывает обеспокоенность у финнов, которые совершенно справедливо гордятся чистоплотностью своего коммерческого сообщества. Серая торговля также подрывает конкуренцию, поскольку в наиболее выгодном положении оказываются те, кто вовлечен в такие схемы, а отнюдь не законопослушные компании.
Такие компании сталкиваются и с другими проблемами.
Финское министерство внешней торговли и Финско-Российская торговая палата выделяют несколько препятствий на пути торговли. К ним они относят медлительность, непредсказуемость и противоречивость в работе российской таможни. Примером могут служить 'непонятные и неожиданные изменения в документации, которую необходимо оформлять для таможенной очистки'.
К прочим проблемам относятся высокие таможенные пошлины и технические барьеры на пути торговли, такие как российские требования по сертификации, которые отличаются от международных стандартов.
Вполне понятно, что огромный экономический потенциал торговли с Россией играет для Финляндии роль успокоительного лекарства, когда она сталкивается с такими проблемами, хотя спрятаться от них она никак не сможет.
'Быстрый экономический рост, увеличивающаяся покупательная способность, а также огромное количество потребителей делает российский рынок потенциально привлекательным для финских компаний, и они хотят участвовать в торговле, несмотря на имеющиеся трудности, - пишут Эрик Оллус и Симола. - Россия для Финляндии это тот шанс, который она не может упустить'.
___________________________________________________________
Северная Европа осознает опасность ("Investor's Business Daily", США)
Больше энергии в финской политике в отношениях с Россией ("Turun Sanomat", Финляндия)