Ненависть к евреям вновь подняла голову в Европе, а также во многих местах к югу и востоку от Старого континента. В прошлом году я председательствовал в авторитетной комиссии британского парламента по проблеме антисемитизма в Британии, в работе которой участвовали бывшие министры и лидер одной из партий. Никто из членов комиссии не был евреем и не имел никакого отношения к бесконечной полемике по израильско-палестинскому вопросу.
Согласно нашему докладу, одна из групп, пусть немногочисленная, британских граждан - в Британии около 300 тысяч евреев, из них примерно треть религиозных - живет под гнетом страха, что неприемлемо в условиях современной демократии. На синагоги нападают. Еврейских школьников бьют в общественном транспорте. Раввинов избивают и наносят им ножевые ранения. В этой ситуации британским еврейским организациям приходится собирать миллионы (фунтов) на охрану свадеб и общинных мероприятий. В университетах агрессивно антиеврейски настроенные студенты, находящиеся под влиянием исламистских или левацких убеждений, стараются лишить еврейских соучеников возможности высказывать свое мнение. Еще большее беспокойство вызывает то, что мы назвали антиеврейским дискурсом - та тональность, в которой принято говорить о евреях, как в СМИ, так и в университетах, как среди либеральной медиа-элиты, так и на лондонских светских обедах. Любой, кто высказывается в поддержку Израиля или говорит о праве еврейского государства на существование, сталкивается с осуждением, а то и презрением.
Британское правительство было шокировано нашим докладом. После консультаций с нами Тони Блэр поручил своим подчиненным перетрясти, если понадобится, все государственные ведомства, но найти решения поставленных нами проблем. К чести Британии, администрация Блэра официально отреагировала, дав новые строгие указания: полиции - расследовать антисемитские выступления, а университетам - предотвращать укоренение в университетах антиеврейской идеологии. Британскому МИДу было предписано выразить протест арабским странам, ведущим теле- и радиовещание антисемитской направленности.
В докладе мы ясно заявили, что критика действий израильских политиков не является недопустимой. Напротив, как мы отметили, наиболее жесткая критика политики Израиля часто исходит из израильских университетов, от израильских журналистов, политических активистов и еврейской интеллектуальной элиты других стран. Американские университеты стали базой для деятельности Ноама Чомски (Noam Chomsky), покойного Эдварда Саида (Edward Said) а также многих других критиков Израиля, и основная масса западной интеллигенции все еще остается враждебно настроенной к еврейскому государству.
Гордон Браун, преемник Тони Блэра на посту премьер-министра Великобритании, недавно заявил в Лондоне, что он был с Израилем 'как в хорошие времена, так и в плохие'. Одно из самых заметных отличий лейбористского руководства, возглавлявшего Британию в последние годы, от своих предшественников - поддержка Израиля и приверженность борьбе с антисемитизмом.
В других европейских странах дела обстоят хуже. Польский политик Мачей Мариан Гертых (Maciej Marian Giertych) недавно издал под эгидой Европарламента брошюру, содержащую нападки на евреев. Никаких мер против него предпринято не было. Во Франции и Германии также зарегистрированы проявления антисемитизма. То, что иногда пишет про евреев литовская пресса, просто нельзя переводить.
В Европе пробуждаются старые демоны, однако с некоторыми отличиями. Старые антисемитизм и антисионизм приняли теперь новые, более опасные формы. Сегодняшний антисемитизм - это официально санкционированная государством идеология; ее превращают в силу, мобилизующую и организующую тысячи новых крестоносцев (выражение выбрано сознательно), чья цель - искоренение еврейства в регионе, где оно зародилось, а также ослабление и подрыв гуманистических ценностей, за которые всегда выступали евреи - верховенства закона, толерантности и уважения к свободе слова и другим основополагающим правам человека.
Наиболее одиозный пример этого нового антисемитизма, санкционированного государством - президент Ирана. Но от Союза писателей Египта до печально известных антиеврейских статей в уставах ХАМАС и 'Хезболлы', ненависть к евреям является неотъемлемым элементом идеологии, захватывающей многие регионы нашего мира.
Демократиям всегда нужно время, иногда слишком много времени, чтобы распознать и встретить тоталитарную угрозу, пока она еще существует в идеологическом формате. В довоенной Европе консерваторы спокойно относились к крайне правым идеологиям, считая их средством противодействия коммунизму и рабочему движению. В послевоенной Европе социалисты спокойно относились к Советскому Союзу, так как коммунисты противостояли капитализму и империализму. Сегодня мы видим: мир до сих пор не признал универсальности идеологии нового антисемитизма. Эта идеология обладает властью и влиянием, она проникает в подсознание западного человека, недолюбливающего евреев и не одобряющего того, что Израиль вынужден делать для своей защиты.
Организация ответных действий уже идет. Начало им положил доклад Палаты общин, членом которой я являюсь. Совет Европы, где я представляю Великобританию - одну из 47 ее членов, - начал долгосрочное исследование способов борьбы с антисемитизмом в Европе. Европейский Союз выпустил директиву, ставящую вне закона пропаганду национальной розни в Интернете в пределах своей юрисдикции.
Нам предстоит долгая интеллектуальная и идеологическая борьба. Речь идет не о евреях и не об Израиле, а о том, за что всегда боролись демократы - об истине, свободной от страха, вне зависимости от политических или религиозных убеждений. Новый антисемитизм угрожает всему человечеству. Ненавистники евреев не должны победить.
Денис Макшейн - депутат Палаты общин от партии лейбористов и бывший замминистра иностранных дел Великобритании по делам Европы.
_____________________________________
'Ты что, еврей что ли?' ("The Economist", Великобритания)
Ненавистники цыган, отрицатели Холокоста, ксенофобы, человеконенавистники и антисемиты: новая политическая сила Евросоюза ("The Independent", Великобритания)