Москва - Прошла всего неделя после того, как российский генеральный прокурор объявил об аресте 10 подозреваемых в заказном убийстве журналистки Анны Политковской, а следствие по ее делу, похоже, заходит в тупик.
Во вторник главного следователя по этому делу Петра Гарибяна заменили на более высокопоставленного юриста. Этот шаг, по словам редакторов из 'Новой газеты', где работала Политковская, вызвал у них 'разочарование и недоумение'.
Прокуратура в своем заявлении утверждала, что это просто 'усиление' следственной бригады, и что Гарибян, пользующийся уважением коллег Политковской и членов ее семьи, продолжит работу по этому делу.
Решению о фактическом отстранении Гарибяна предшествовало освобождение двух подозреваемых за отсутствием доказательств их причастности. Третий подозреваемый, офицер Федеральной службы безопасности, также был освобожден по распоряжению суда, но сразу же был вновь задержан по другому делу. Об этом сообщил его адвокат. А четвертый человек, бывший майор милиции, утверждает, что у него твердое алиби. По сообщению газеты 'Коммерсант', во время убийства он находился в тюрьме.
По неясным пока причинам генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка выступил со своим заявлением об арестах, когда следователи были еще не готовы предъявить обвинение подозреваемым, чьи имена быстро просочились в средства массовой информации. Коллеги Политковской говорят, что преждевременное заявление и разглашение имен задержанных помешало достижению истинной цели следствия: разоблачить и арестовать тех, кто заказал это убийство.
'Силовики добиваются того, чего они хотели добиться, - заявил на радиостанции 'Эхо Москвы' главный редактор 'Новой газеты' Дмитрий Муратов, - они хотели развалить это дело, и сейчас они уберут Гарибяна и завершат начатое'.
'Силовики' - это слово в русском языке, означающее бывших военных и офицеров спецслужб, находящихся на руководящих государственных постах, в том числе, в непосредственном окружении президента Владимира Путина.
Политковская, непримиримый и резкий журналист, сурово критиковавшая Путина за жестокую карательную кампанию в Чечне, была застрелена с близкого расстояния в подъезде своего дома в Москве 7 октября прошлого года. Ей было 48 лет.
Это убийство вызвало возмущение во всем мире и показало, какие опасности грозят репортерам в России. С момента прихода Путина к власти в 2000 году в стране были убиты, по меньшей мере, 13 журналистов, в том числе гражданин США и редактор русской версии журнала Forbes Пол Хлебников (Paul Khlebnikov).
В день похорон Политковской Путин назвал ее работу 'крайне незначительной'. Он заявил, что убийство журналистки несет в себе признаки провокации, организованной из-за рубежа и нацеленной на подрыв репутации России. Путин не представил никаких конкретных подтверждений своего заявления. Его слова практически повторил на прошлой неделе Чайка, объявляя об арестах.
'Расследование привело нас к выводу о том, что в устранении Политковской могли быть заинтересованы только люди, живущие за пределами Российской Федерации', - сказал Чайка. По его словам, это убийство стало попыткой 'дестабилизировать страну, изменить ее конституционный строй, разжечь кризис, вернуть старую систему, в которой все решали деньги и олигархи, дискредитировать руководство страны и спровоцировать давление на Россию извне'.
Как заявили журналисты из 'Новой газеты', в отсутствие доказательств об обратном вполне можно говорить о том, что заказ на убийство поступил не из-за рубежа, а из самой России.
Чайка рассказал репортерам, что убийство Политковской было организовано лидером чеченской этнической преступной группировки. Среди арестованных были также три бывших сотрудника милиции, бывший майор милиции и сотрудник ФСБ - преемницы КГБ.
Но на этой неделе суд распорядился освободить подполковника ФСБ Павла Рягузова. Адвокат Рягузова рассказал российскому информационному агентству 'Интерфакс', что его клиент был снова арестован по обвинению в похищении людей, вымогательстве, посягательстве на чужое имущество и превышении полномочий, которое не имеет никакого отношения к смерти Политковской. Во вторник были освобождены офицер милиции и охранник, которые подозреваются в причастности к убийству.
____________________________________________________________
Россия и обычный набор подозреваемых ("The New York Times", США)
Тайна российского убийства ("The Washington Post", США)