Российское правительство, пытающееся восстановить и модернизировать пришедшую в упадок инфраструктуру советской эпохи, возлагает большие надежды на государственные проекты с участием частного капитала. Инвестиции в разрушающиеся дороги, железнодорожные магистрали, порты, инженерные коммуникации и жилищно-коммунальное хозяйство стали центральной темой недавнего и последнего обращения президента Владимира Путина к Федеральному Собранию. Путин заявил, что бюджет страны будет не основным источником финансирования, но государственные ассигнования призваны стать катализатором для привлечения частных инвестиций. По его словам, 'государство должно подставить свое плечо в том случае, когда риск для частных инвесторов будет слишком велик'.
В последние годы инвестиций в инфраструктуру явно не хватает, несмотря на рост доходов от продажи нефти. Кремль надеется на то, что частные инвесторы выложат миллиарды на финансирование 10 крупных проектов, начало которым было положено выделением средств из государственного инвестиционного фонда. По данным инвестиционного банка Merrill Lynch, в следующие три года расходы на инфраструктуру в России достигнут уровня 90 миллиардов фунтов стерлингов. Старший юрист из московского отделения юридической компании Freshfields Bruckhaus Deringer Иннокентий Иванов говорит о том, что серьезный импульс таким государственным проектам с участием частного капитала придают федеральные и региональные органы власти. 'Путин выступил с громким призывом, но заниматься всем этим придется региональным губернаторам, министру транспорта Игорю Левитину и министру экономического развития и торговли Герману Грефу', - говорит Иванов, который является консультантом правительства по вопросам государственно-частных партнерств.
Правительство рассматривает вопрос о создании специального подразделения по координации таких государственно-частных партнерств, число которых постоянно увеличивается. По первым десяти инфраструктурным проектам, выбранным для проведения тендера, министерство экономического развития и торговли установило целевой инвестиционный показатель в 15 миллиардов фунтов стерлингов частных вложений. Поскольку государство на начальном этапе вкладывает 750000 фунтов стерлингов, то соотношение частного и государственного капитала должно быть 20 к 1.
Первым проектом в этом ряду должно стать строительство высокоскоростной платной автомагистрали вокруг Санкт-Петербурга стоимостью 1,5 миллиарда фунтов стерлингов. Победитель конкурса должен быть объявлен осенью. В это же время будет опубликован новый закон о концессионных соглашениях. Строительство восьмиполосной магистрали длиной 53 километра с 13 мостами и путепроводом займет примерно шесть лет.
Государство также выделяет средства на проведение дальнейших работ в Санкт-Петербурге. К ним относятся строительство Орловского тоннеля под рекой Невой, высокоскоростной железной дороги на эстакаде и платной автомагистрали стоимостью 3,5 миллиарда фунтов стерлингов, которая должна связать Санкт-Петербург с Москвой. К другим крупным государственно-частным проектам относятся строительство дороги, соединяющей МКАД с Минским шоссе, нефтеперерабатывающий комплекс в Татарстане, промышленно-энергетический комплекс на реке Ангаре и реконструкция канализационных очистных сооружений в Ростове-на-Дону.
Полный текст статьи будет опубликован в сентябрьском номере Public.
___________________________________________________________
За шумными заголовками скрывается постепенное улучшение деловой обстановки ("The Times", Великобритания)
Капитализм в западном стиле, но с российским акцентом ("The Washington Post", США)