На ягодицах любимой куклы Америки написан краткий курс мировой экономики 'для самых маленьких'
Когда компания Mattel отозвала с рынка игрушки, сделанные в Китае, в которых нашли свинец, мне вдруг вспомнилось мое детство. В семидесятые я была еще девочкой, росла в обычной семье китайских иммигрантов и не могла оторвать глаз от задней части своей Барби. Не только потому, что пониже спины у нее все было такое же круглое и выпуклое, как и повыше живота: на том самом месте, от которого я не могла оторвать глаз, было написано 'Сделано в Гонконге'.
Mattel и другие производители игрушек открыли первые фабрики в Азии еще в шестидесятые, задолго до того, как другие отрасли промышленности перестали мыслить свое настоящее без аутсорсинга. На этих фабриках работали тысячи бедных незамужних женщин. Одной из них была моя мама.
- В 1965 году я работала на фабрике игрушек в Гонконге, - вспоминает она. -Вставляя руки и ноги светловолосым голубоглазым куклам, мы в пересчете на американскую валюту зарабатывали около доллара в день.
Она не считала своего работодателя бесчеловечным эксплуататором, хотя эмигрировала в Соединенные Штаты в основном из-за низкой зарплаты.
- Тогда у меня в планах уже была свадьба, так что это меня не волновало. Но если бы мне пришлось жить только на эту зарплату, я бы просто голодала, - признает она.
Получилось так, что и Барби не задержалась в Гонконге. В восьмидесятые годы большинство Барби уже делались на Филиппинах, в Малайзии или Таиланде.
А что вы хотите, научно-технический прогресс. Когда гонконгская экономика рванула вверх, то же самое сделали трудовые издержки. Mattel посчитала (в прямом смысле), что надпись на выпуклостях Барби становится эпитафией, и переехала из тогда еще британской колонии в более 'теплые' с финансовой точки зрения края. Барби девяностых делали уже в основном в Индонезии, а Барби образца 2007 года, как и миллионы других товаров, несет на себе надпись "Made in China."
Если бы я была экономистом, то в программу изучения взлетов и падений мировой макроэкономики обязательно включила бы Барби. Если название развивающейся страны больше не печатают на ее заднице - значит, эта страна уже оттуда выбралась.
Весьма наглядный пример в этом отношении - Япония. После Второй мировой войны - конкретнее, в 1959 году, когда страна еще не оправилась от последствий американской оккупации, - Япония с распростертыми объятиями приняла Mattel сразу после презентации создателями Барби Рут и Элиотом Хэндлерами (Ruth/Elliot Handler) 'первой в мире модной модели для подростков' на Американской международной ярмарке игрушек. А сегодня коллекционеры платят тысячи долларов за кофточки, кукол и аксессуары, на которых написано "Made in Japan," что и неудивительно: 'фабрика Барби в Японии' столь же трудно укладывается в голове, как 'Пэрис Хилтон на молитвенном собрании'.
Феминистки уже давно точат зуб на Mattel за то, что кукла разрушительно воздействует на сознание девочек - они хотят быть 'как Барби', но ее формы неправильно воспроизводят человеческую анатомию. И все же польза от Барби, по-моему, есть: она дает детям весьма наглядное понятие о том, как глобальная экономика проникает буквально в каждый аспект нашей повседневной жизни. Хотите убедиться, что наша страна зависит от труда иностранцев? Возьмите Барби, имеющий глаза да увидит. Хотите узнать, почему уволили маму или папу? Наверняка их рабочие места перекочевали в страну, где только что обосновалась Барби.
Как все-таки изменились времена! Мама никогда и не думала, что ее страна, страна 'третьего мира', когда-нибудь будет представлять экономическую угрозу для США.
- Когда-то я завидовала американским рабочим, но тогда доллар стоил так дорого, - вспоминает она.
Кто же знал, что через сорок лет дешевизна труда будет толкать вверх экономику Китая, а экономика Штатов будет стонать под бременем огромного бюджетного дефицита и слабого доллара? И кто знает, чье имя следующим появится на ягодицах Барби? Каково будет увидеть на них "Made in USA"?
Дженнифер Тан - писательница, проживает в Нью-Йорке.