Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как изменить Ирак

Буш должен начать с признания вины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Циник мог бы предположить, что на самом деле задача военных - дать президенту Бушу возможность и дальше отрицать, что организованное им вторжение превратилось в катастрофу. Оптимист мог бы выделить три цели: не позволить Ираку превратиться в базу 'Аль-Каиды', государство-клиент Ирана или искру, из которой разгорится региональная война...

Thursday, September 6, 2007; Page A21

Основной вопрос любой войны - 'за что мы воюем?'. Убедительный ответ на него в особенности нужен нашим солдатам.

Список задач, не решенных в Ираке, включает в себя защиту от оружия массового поражения, создание образцовой демократии в арабском мире, наказание ответственных за 11 сентября и недопущение очередного захвата террористами самолета, летящего в Нью-Йорк. Последняя поставленная задача, связанная с увеличением численности контингента в этом году, заключалась в том, чтобы дать иракским лидерам безопасность и пространство для маневров, необходимые для создания стабилизирующей политической структуры - к чему они до сих пор не проявляли большого интереса.

Циник мог бы предположить, что на самом деле задача военных - дать президенту Бушу возможность и дальше отрицать, что организованное им вторжение превратилось в катастрофу. Оптимист мог бы выделить три цели: не позволить Ираку превратиться в базу 'Аль-Каиды', государство-клиент Ирана или искру, из которой разгорится региональная война. Эти цели являются ответом не на те угрозы, которые стали поводом ко вторжению, а на те, к возникновению которых оно привело. Наших солдат просят рисковать своими жизнями, чтобы решить проблемы, созданные нашим политическим руководством. Президент умоляет нас опасаться неудачи, но не объяснил, как наши военные могут добиться успеха в условиях запутанной иракской политики и при отсутствии доверия к его администрации.

Это расхождение между задачей и возможностями должно выйти в центр дебатов, когда генерал Дэвид Петреус и посол Райан Крокер доложат об обстановке в Ираке, а лидеры Конгресса будут готовить варианты стратегии на осень. Вряд ли эти дебаты приведут к скорому окончанию войны, на что многие надеются, вряд ли они создадут новых сторонников нынешнего катастрофического курса. Хотя численность американского контингента несомненно начнет сокращаться, большие решения о том, завершать ли вывод и при каких обстоятельствах, наверняка придется принимать следующему президенту, когда он или она вступит в должность. Однако это не должно мешать демократам и республиканцам в их попытках договориться о том, как минимизировать ущерб уже сегодня.

В августовских 'Аналитических оценках разведывательных служб' (National Intelligence Estimate) отмечается, что недавние скромные успехи на поле боя, достигнутые исключительно высокой ценой, не будут иметь особого значения, 'если не произойдет фундаментальной трансформации ключевых факторов, влияющих на политику и безопасность Ирака'.

Учитывая глубину междоусобных расколов в Ираке, действия одних лишь иракцев не приведут к такой фундаментальной трансформации. Учитывая отсутствие рычагов влияния у американцев, к ней не приведут наши патрули, ориентиры, речи и 'неожиданные' визиты президента в провинцию Анбар. Таким образом, единственным выходом является согласованная международная помощь.

На Балканах сегодня царит мир, благодаря совместным усилиям Соединенных Штатов, Европейского Союза и ООН, которые стремились помочь умеренным лидерам региона. Подобная стратегия должна была стать частью нашей политики в Ираке с самого начала, но к ней еще ни разу не прибегали всерьез.

Возможна ли еще такая инициатива? Не исключено. ООН пообещала свое более активное участие. Новые лидеры Европы - Николя Саркози, Ангела Меркель и Гордон Браун - осознают интерес своего региона к будущему Ирака и, похоже, тоже готовы помочь. Правительства Саудовской Аравии, Иордании и Сирии считают нестабильность в Ираке серьезнейшей угрозой безопасности. Представители Турции и Курдистана недавно подписали соглашение о сотрудничестве в проблемном приграничном районе. Иран - самый непредсказуемый из участников расклада, но вряд ли он захочет изолировать себя от широкой международной программы, нацеленной на примирение. Если он это сделает, то тем самым лишь передаст политическую победу нам и многим иракским лидерам - как шиитам, так и суннитам, которые предпочли бы минимизировать влияние Ирана.

Президент Буш мог бы сыграть свою роль, признав то, что знает весь мир - что критика, звучавшая накануне вторжения, была во многом справедливой. Такое признание стало бы тем шоком, который нужен серьезному дипломатическому проекту. Оно бы упростило задачу европейским и арабским лидерам, желающим помочь, поскольку их избиратели не желают выручать из беды президента, настаивающего, что он был прав, а все они ошибались. Наши солдаты ежедневно смотрят в глаза смерти; самое меньшее, что мог бы сделать он, - это взглянуть в глаза правде.

Действуя согласованно, международное сообщество могло бы помочь Ираку патрулированием границ, оказанием помощи в восстановлении, дальнейшим обучением его армии и полиции и укреплением его законодательных и судебных институтов. Эти усилия могли бы также стать сигналом погрязшим в междоусобицах иракским лидерам о том, что система, предусматривающая раздел политической власти, признающая правление большинства и защищающая права меньшинства, - это единственное решение, и оно реально.

Если есть шанс избежать углубления кризиса в Ираке, то он зависит от психологической трансформации: так, чтобы люди готовились бороться за власть мирным путем, вместо того, чтобы искать способов выживания в условиях анархии. Международное сообщество не может гарантировать эту трансформацию, но мы можем и должны делать больше для того, чтобы ее стимулировать.

М. Олбрайт - государственный секретарь США в 1997-2001 гг. Возглавляет компанию Albright Group LLC.

____________________________

Что Достоевский может сказать нам об Ираке ("The New Republic", США)

Сколько стоит жизнь британского солдата? ("The Observer", Великобритания)