Начиная с сегодняшнего дня военно-морские силы Индии, Японии, Сингапура, Австралии и Соединенных Штатов Америки в течение нескольких дней будут проводить в Бенгальском заливе самые крупные совместные учения мирного времени - за всю историю.
Естественно, столицы всех пяти стран-участниц утверждают, что данные учения не нацелены против какой-то конкретной страны - и уж конечно, не направлены против той могучей азиатской державы, чье название начинается с буквы "К".
Командующий Объединенным командованием вооруженных сил США в зоне Тихого океана адмирал Тимоти Китинг (Timothy Keating) заявил, что эти маневры, к которым привлечено 25 кораблей и подводных лодок, в том числе, два американских ударных ядерных авианосца и один индийский (в прошлом британский), не нацелены против Китая.
"Да, можно соединить точки на карте ... Но ни США, ни другие страны-участницы не стремятся изолировать Китай", - утверждал адмирал во время визита в Индию в конце августа.
Он добавил: "Мы совсем не хотим создавать впечатление, будто намерены изолировать Китай; напротив, мы стремимся с ним сблизиться настолько, насколько нам это следует делать, насколько мы можем и хотим это делать, а также насколько этого хотят они сами".
Естественно, учения начались буквально через несколько дней после того, как Китинг выразил озабоченность по поводу беспрецедентного наращивания военной мощи Китая, и после участия КНР в военных маневрах Шанхайской организации сотрудничества в начале августа, в которых свои силы задействовали также Россия и четыре центральноазиатских государства.
В Камбодже Китинг сказал: "Китай заявляет, что выступает за мирное развитие. Но те военные возможности, которые он демонстрирует, показывают нам, что его намерения не вполне соответствуют интересам безопасности".
Так направлен этот коллективный показ военно-морской мощи против Китая или нет?
Конечно, эти учения могли иметь целью укрепление взаимодействия в борьбе с терроризмом. Постоянное и мучительное беспокойство вызывает мысль о том, что террористы своими действиями в этом регионе могут попытаться закрыть самый загруженный морской путь - стратегический Малаккский пролив.
А может быть, маневры направлены на противодействие постоянно усиливающейся угрозе пиратства. Флибустьеры наших дней стали настоящим бедствием для судоходства в водах юга и юго-востока Азии, особенно в зоне Малаккского пролива, через который проходит 30 процентов общемирового объема коммерческих грузов.
Существует и вопрос борьбы с распространением оружия. Баллистические ракеты, оружие массового уничтожения и его компоненты часто перевозятся морем. Соединенные Штаты Америки и их партнеры в рамках Инициативы по нераспространению оружия массового уничтожения периодически проводят операции и учения по предупреждению такой деятельности.
Кроме того, есть и проблема энергетической безопасности. Через Малаккский пролив проходит четверть всех общемировых поставок нефти, и любое нарушение ритма поставок окажет крайне негативное влияние на экономику мощных азиатских держав, таких как Китай, Япония и Южная Корея.
Эти учения способны также помочь в организации будущих гуманитарных операций. Индия, Япония, Америка и Австралия - все эти страны тесно взаимодействовали во время оказания помощи Индонезии после цунами 2004 года. Тогда они сформировали ключевую группу демократических государств, получившую название "четверка".
Но даже всеми этими вполне правдоподобными доводами невозможно исчерпывающе объяснить, зачем в восточной части Индийского океана на маневры продолжительностью в целую неделю собралась такая крупная группировка в составе авианосцев, боевых кораблей, подводных лодок и самолетов.
Здесь, скорее всего, наиболее уместно такое слово, как страховка.
Вполне естественно, что бурный рост Китая заставляет Азию и Америку нервничать. КНР сегодня имеет третий в мире по размерам военный бюджет, который быстро увеличивается. Только в этом году он вырос на 18 процентов.
Китай проводит учения вместе с Россией (вызывая обеспокоенность США и Японии), строит порт в Пакистане, развивает связи с Бирмой и Бангладеш (усиливая тревогу Индии), демонстрирует свою растущую мощь в Юго-Восточной Азии (выбивая из колеи Сингапур) и по-прежнему не собирается отказываться от угрозы применения силы против Тайваня (заставляя нервничать буквально всех).
Ни одна из стран, участвующих в этих учениях, не признается в этом открыто (что вполне понятно), но все они страхуются от усиления позиций Китая в Азии (и в мире). А для этого им и нужно сотрудничество в рамках таких мероприятий, как проводимые сегодня учения.
Конечно, "четверка" плюс Сингапур могут взаимодействовать в борьбе с терроризмом, с распространением оружия массового уничтожения, с пиратством, в сфере энергетической безопасности и в гуманитарных операциях по спасению людей. Им действительно нужно консультироваться друг с другом, координировать свои действия и сотрудничать на благо всех и каждого.
Но поскольку действия Китая, независимо от заявлений Пекина, нельзя назвать вполне предсказуемыми, для государств-единомышленников, особенно демократических, вполне естественно налаживать сотрудничество (даже неформальное) в политических, экономических и военных вопросах, чтобы как-то влиять на рост Поднебесной.
Ни одно из этих государств не считает Китай врагом, но проводимые учения напоминают Пекину, что часть наиболее влиятельных и сильных стран Азии будет, как минимум, стремиться создать ему противовес - если китайский бурный рост пойдет не в "мирном" и "гармоничном" направлении.
Старший научный сотрудник аналитического центра Heritage Foundation Питер Брукс - бывший помощник министра обороны.
___________________________________________________________
Опасный раскол в Азии ("Newsweek", США)
Долгий путь к статусу сверхдержавы ("The Economist", Великобритания)