В Варшаве начался очередной тур переговоров польского правительства с Америкой по вопросу размещения на территории Польши элементов системы противоракетной обороны. Российский МИД предложил, чтобы в переговорах приняли участие европейские страны, а также и Россия. Одновременно министр иностранных дел России Сергей Лавров напоминает, что Россия будет защищать свою позицию в ключевых для себя вопросах и она не согласна с размещением системы ПРО в Центральной Европе. Мы беседуем с польским экспертом по делам обороны Мареком Мадеем. Россия согласна сотрудничать, но на условиях, которые устраивает ее.
Марек Мадей: Да, можно так объяснить поведение России. И этому не стоит удивляться. Обычно каждое государство пытается как можно лучше установить свою позицию во время переговоров, сделать это наиболее выгодным для себя способом. Со стороны России вопрос системы ПРО выступает в более широком контексте. Россия хочет предложить совместное сотрудничество, речь идет не только о системе противоракетной обороны, но также и о безопасности и т.д. Россия таким образом требует получение равного статуса в глобальной политике наравне с ЕС или США, статус признанной третьей державы, которая могла бы также решать вопросы в этом треугольнике.
Польское радио: Насколько возможно получение такого статуса?
Марек Мадей: По моему, это мало правдоподобно. Преимуществ, которыми располагает Россия, намного меньше, чем у ЕС и США. Речь идет об экономическом потенциале, об определенной многогранной экономике ЕС и США, по сравнению с сильной, но односторонней экономикой России, которая базируется на богатстве сырьевых ресурсов. Я хотел бы обратить внимание на то, что в выступлении в МГИМО министр Лавров говорил о независимости Косово, как о втором вопросе, с которым Россия не согласна. Но несколько дней перед этим, тот же министр утверждал абсолютно противоположное мнение, т.е. он сказал, что Россия могла бы согласиться с разделением Косово.
Польское радио: В таком случае чем обоснована смена мнения и почему Косово так важно для России? Является ли это также примером того, что Россия хочет заявить о своем положении на международной арене?
Марек Мадей: Это также вопрос культурного прошлого, сербы близки русским, ведь они также православные. Россияне об этом не забывают и чувствуют это родство. Также стоит вспомнить поведение России в Сербии в конце 90-х. Тогда, до того как вошли войска НАТО в Сербию, в аэропорту в Приштине уже приземлялся российский десант. К тому же, вопрос Косово для России - это очередная возможность предъявить свои требования. Но с другой стороны, трудно объяснить, почему Россия настаивает на вопросе Косово и системе ПРО, потому что альтернативы она не предлагает. Можно сказать, что поведение России направлено на формирование того, чтобы ее воспринимали как державу. Нельзя скрыть, что Россия - это значимая страна, только после кризиса 90-х годов она перестала быть империей, но она стремиться получить исключительный статус.
PR/SU
_____________________________________________
Примечание ИноСМИ.Ru: В тексте сохранены орфография и синтаксис оригинала
_____________________________________________
Москва заявляет о своем несогласии ("Польское радио для заграницы", Польша)
ЕС должен воспрепятствовать неоимперским амбициям России ("Польское радио для заграницы", Польша)