Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Раздел Ирака

Каковы бы ни были причины, теперь нам надо искать новый оптимальный вариант решения проблемы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Слабый и расколотый на части Ирак - далеко не лучший результат. Мы надеялись на большее. Наша изначальная цель заключалась в создании после Хусейна демократического и единого Ирака. Но задача оказалась непосильной. Мы пытались дать иракцам республику, но их лидеры, к великому сожалению, слишком привержены сектантским настроениям. У них отсутствует национальное самосознание, зато налицо привычка к подозрительности и маневрированию, сформированная десятилетиями подполья в тоталитарном государстве Саддама Хусейна.

September 7, 2007; Page A21

"Gallia est omnis divisa in partes tres" (Галлия поделена на три части)

Цезарь

Вашингтонским политикам понадобилось целых полгода на то, чтобы понять: в провинции Анбар происходит нечто значительное. Там бывшие повстанцы из суннитских племен перешли на другую сторону и вступили в борьбу с "Аль-Каидой". Такое непонимание не вызывает удивления - ведь Вашингтон пока не осознал еще одну реальность - что происходит раздел Ирака. При этом раздел проходит снизу - как и все в Ираке в наши дни.

1. Суннитские провинции. Суть нашей сделки с племенами Анбара, а также Диялы, Салах-эд-Дина и прочих провинций в следующем: вы прекращаете мятеж и изгоняете "Аль-Каиду", а мы помогаем вам вооружаться и поддерживать порядок. Мы бы хотели, чтобы у вас были официальные отношения с правительством Малики, но делать это за Багдад не намерены.

2. Шиитский юг. На этой неделе британцы покинули Басру, уйдя на свою военно-воздушную базу. Они, по сути дела, бросили шиитов на произвол судьбы, а это значит, что шиитские боевики сейчас начнут драться между собой за установление контроля.

3. Курдский север. Курдистан является фактически независимым уже полтора десятилетия.

В Багдаде и в непосредственной близости от него определенности пока нет. Несмотря на некоторые этнические чистки, будущее столицы неясно. В основном там доминируют шииты, но в пригородах их кварталы перемежаются с суннитскими. Увеличение численности американской группировки направлено на стабилизацию обстановки в городе с одновременным созданием там местной автономии и наведением порядка.

Такая явно децентрализованная система государственного управления является зачаточной формой раздела Ирака. Безусловно, она не окончательна, но общие очертания налицо.

Критики в США вторят шиитским фанатикам из Багдада, жалуясь на то, что важнейшая часть данной стратегии - "20-процентное решение", позволяющее бывшим мятежникам-суннитам самоорганизовываться и вооружаться, подталкивает Ирак к более масштабной гражданской войне. При этом они исходят из того, что шиитское правительство в Багдаде направит свою армию в обширную провинцию Анбар, где нет ни шиитов, ни нефти. Для чего? Более вероятно то, что хорошо вооруженная провинция Анбар со своим самоуправлением создаст тот баланс сил, который позволит ей наладить с центральным багдадским правительством отношения на основе принципа невмешательства.

По мере продвижения процесса раздела Ирака центральное правительство, конечно же, начнет ослабевать. Его власть не будет распространяться далеко за пределы самого Багдада, и столица по сути дела превратится в четвертый регион со смешанным суннитско-шиитским населением.

Тем не менее, хоть какое-то центральное правительство должно существовать. Пусть иракское государство и будет бездействующей пустышкой, но оно просто необходимо, поскольку юридически оформленное разделение может привести к военной интервенции со стороны соседей - Турции, Ирана, Саудовской Аравии и Сирии.

Слабый и расколотый на части Ирак - далеко не лучший результат. Мы надеялись на большее. Наша изначальная цель заключалась в создании после Хусейна демократического и единого Ирака. Но задача оказалась непосильной. Мы пытались дать иракцам республику, но их лидеры, к великому сожалению, слишком привержены сектантским настроениям. У них отсутствует национальное самосознание, зато налицо привычка к подозрительности и маневрированию, сформированная десятилетиями подполья в тоталитарном государстве Саддама Хусейна.

Все это в значительной степени обострилось в связи со стратегическими просчетами США после вторжения в Ирак (главная ошибка в том, что американцы избегали жесткой тактики действий, они не подавили в самом начале грабежи и мародерство и позволили Муктаде аль-Садру (Moqtada al-Sadr) спастись в августе 2004 года), а также из-за варварских терактов "Аль-Каиды", совершенно определенно направленных на разжигание сектантской вражды.

Каковы бы ни были причины, теперь нам надо искать новый оптимальный вариант решения проблемы. Демократический и единый Ирак может появиться в отдаленном будущем. Возможно, происходящее сегодня на местах в провинциях примирение завтра перерастет в общенациональное урегулирование. Это возможно, но крайне сомнительно. Гораздо более определенным является тот факт, что сегодня мы имеем дело с разделением страны, идущим снизу.

Джо Байден (Joe Biden), Питер Галбрейт (Peter Galbraith), Лесли Гелб (Leslie Gelb) и многие другие вдумчивые ученые и политики давно уже призывают к проведению такого раздела. Проблема состоит в том, как этого добиться. Расчленение снизу вверх в рамках какой-нибудь новой конституционной схемы прекрасно выглядит на бумаге. Но как претворить это в жизнь? Не станет ли подобный план еще одной конституционной мечтой из ряда тех, которым в Ираке не суждено было сбыться?

То, что происходит сегодня - это не географическое разделение в колониальном стиле. У нас нет ни господина Сайкса, ни господина Пико, чтобы заниматься расчленением Месопотамии, как это было после Первой мировой войны (имеется в виду соглашение 1916 г. между Великобританией и Францией о разделе азиатских (преимущественно арабских) владений Османской империи, проект которого был подготовлен английским дипломатом М. Сайксом и французским дипломатом Ф. Жорж-Пико - прим. перев.). Сегодня границы создают общины и племена, обладающие национальным или иным самосознанием. Такого рода самосознание делает новые схемы и договоренности более прочными и долговечными.

Это не самый лучший исход, но он гораздо лучше той дикой и опасной диктатуры, которую мы свергли. И он бесконечно лучше того, что может произойти, если мы сдадимся на полпути и уйдем, позволив процессу раздела Ирака перерасти в страшный хаос.

___________________________________________________________

Как изменить Ирак ("The Washington Post", США)

Что Достоевский может сказать нам об Ираке ("The New Republic", США)