Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взгляд из Америки: США расплачиваются за нефтяную зависимость от своих врагов

Америка спит

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как бы там ни было, думается, одну новость необходимо будет учитывать в обязательном порядке. Во вторник в Вене соберется Организация стран-экспортеров нефти - картель, в котором состоит большинство добывающих стран. Судя по всему, ОПЕК откажется удовлетворить просьбу стран-потребителей и не открутит немного краны, чтобы снизить цены

Немало лучших моих друзей выбрали стезю экономического прогноза. Воистину храбрые люди: как-никак, на их плечах лежит бремя предсказания будущего. Каждый час они должны знать, что будет с курсами акций и с процентными ставками. Полагается им знать и то, какое решение примут 18 сентября председатель Федеральной резервной системы (Federal Reserve) Бен Бернанке (Ben Bernanke) и члены комитета по монетарной политике на встрече, целью которой будет оценка здоровья экономики и ущерба, нанесенного финансовым рынкам.

Все прогнозисты уверены, что Бернанке отдаст указание снизить процентную ставку ФРС: если ее руководству и требовались дополнительные доводы в пользу такого решения, то в пятницу они их получили - в докладе о ситуации на рынке труда (в этом докладе некоторые крупные промышленные корпорации США объявили о планах сокращения численности рабочих - прим. перев.). Аналитики предсказывали, что число рабочих мест вырастет на 100 тысяч - а на самом деле в августе их стало на четыре тысячи меньше. Но это еще не все - оценки по созданию новых рабочих мест в июне и июле были также пересмотрены: их будет на 81 тысячу меньше. Теперь Бернанке может смело понижать ставку, не опасаясь, что его обвинят в потакательстве должникам, не отдающим ипотечные кредиты, взятые в свое время по упрощенной программе. Никаких чувств и нервов, господа - нейтрализация экономического цикла и здоровая монетарная политика. А если еще вспомнить, что говорит по этому поводу предшественник Бернанке Алан Гринспен (Alan Greenspan) - а говорит он, что не за горами экономический спад, - то причин снижать ставки становится еще больше.

Однако в жизни председателей центробанков нет места простым решениям. Ведь, если разобраться, американская экономика чувствует себя не так уж плохо. Потребители продолжают наращивать объемы покупок, специалисты Goldman Sachs утверждают, что 'отрицательное влияние рыночных колебаний на экономику носит ограниченный характер'. На прошлой неделе в так называемой 'Бежевой книге', где в сведенном виде представлены отчеты в ФРС со всех концов страны, отмечалось 'продолжающееся наращивание экономической активности . . . Доступность и качество кредитов для большинства заемщиков из числа как физических, так и юридических лиц оставались на высоком уровне'. Однако из финансового сектора и от ритейлеров поступают, наоборот, неоднозначные и по преимуществу негативные сведения. В результате перед заседанием Бернанке придется оперировать лишь данными, полученными чуть ли в личном порядке через его финансовые и деловые связи.

Как бы там ни было, думается, одну новость необходимо будет учитывать в обязательном порядке. Во вторник в Вене соберется Организация стран-экспортеров нефти - картель, в котором состоит большинство добывающих стран. Судя по всему, ОПЕК откажется удовлетворить просьбу стран-потребителей и не открутит немного краны, чтобы снизить цены.

- Ни одного из членов невозможно убедить добавить нефти на мировой рынок, - заявил журналистам генеральный секретарь организации Абдалла эль-Бадри (Abdalla el-Badri).

Венесуэла действительно не сможет этого сделать: президент Уго Чавес (Hugo Chavez) меняет высоко ценимых в мире технократов из управления компании Petróleos de Venezuela на политических назначенцев, и добыча там, напротив, падает, ибо Чавес хочет получить больше с каждого добытого барреля, особенно если повышение цен нанесет удар по благополучию Америки. Такая же ситуация и в Иране: во-первых, из-за американского эмбарго он не получает необходимых для модернизации нефтяной отрасли технологий и оборудования; во-вторых, сам стремится максимально повысить цены.

Основной игрок на этом поле, Саудовская Аравия, наверняка будет много говорить об умеренности и дружбе с Западом - а потом начнет плакаться: цены и так уже упали ниже летнего пика, замедление американской экономики снизит спрос на нефть, да и доллар слабеет, из-за чего за каждый свой баррель королевство получает меньше реальной покупательной способности. Правда, о том, что деньги тратятся на содержание тысяч бездельников-принцев и террористических медресе, которые Саудовская Аравия по-прежнему финансирует, она не упомянет ни единым словом.

Но главное - ОПЕК знает, что теперь она во всем может положиться на Владимира Путина. Он поможет ей как сознательно, так и помимо своей воли. По первому пункту: Путин будет сотрудничать с ОПЕК, потому что благодаря высоким ценам на нефть ему гораздо легче раздавать хлеб с маслом своему народу и автоматы своим военным. Что касается второго, то цены держатся на высоком уровне в том числе благодаря тому, что Путин со своими дружками из КГБ забрали себе нефтяные компании страны, низведя иностранцев до самых мелких ролей. Как верно указал журнал The Economist, погромщики из КГБ 'умеют забирать активы и сажать по тюрьмам своих противников. Но они не знают, как управлять реальным бизнесом'.

Короче говоря, вряд ли кто-либо из крупных игроков нефтяного рынка допустит, чтобы иностранные инвестиции, пусть даже необходимые, привели к повышению объемов добычи и сколько-нибудь значительному удару по ценам. Саудовская королевская семья боится поссориться с кланом бен Ладенов и потому не хочет приглашать к себе американские компании - хотя у власти держится благодаря американской армии. Мексика не пустит к себе американский капитал - хотя и хочет, чтобы несметные армии ее рабочих по-прежнему ходили в Соединенные Штаты и обратно. В чем правительство Буша им обоим потакает.

Таким образом, давление на снижение цен можно оказать только через сокращение спроса на традиционные нефтепродукты. Такой эффект мог бы оказать экономический спад, однако он все же маловероятен и к тому же явно не входит в список приоритетов ни американской, ни европейской политики. По некоторым данным, некоторый снижающий эффект могут оказать высокие цены на бензин - по мнению американцев, 3 доллара за галлон, или 39 пенсов за литр (по курсу на момент публикации на ИноСМИ - около 20 р./литр - прим. перев.) - это уже много. Однако на то, чтобы на место нынешнего автомобильного парка пришли более экономичные машины, уйдут десятилетия.

Данные о спросе на авиационное топливо также свидетельствуют, что измениться эта цифра тоже может только вверх. Ядерная энергетика тоже - по крайней мере, в ближайшей перспективе - не станет спасением и не даст возможности высвободить углеводороды на транспорт. В некоторых областях на замену нефти может прийти уголь, однако его как раз больше всего не любят в экологическом лагере. Канадские нефтеносные пески - это дорого и экологически, опять же, небезопасно. Что же касается экономической выгоды от сжигания этилового спирта, то она как минимум сомнительна, а в смысле общего влияния на окружающую среду спирт тоже небезупречен.

Так что цены на нефть, наиболее вероятно, останутся высокими и будут дополнительно подскакивать вверх каждый раз, когда к морским платформам будет приближаться очередной ураган, и прыгать вниз после очередного объявления о временном увеличении государственных запасов. Утешаться остается тем, что в долгосрочной перспективе спрос из-за этого все же не будет расти, и больше внимания будет уделяться экономии топлива и поиску альтернатив. А пока что нефтяной баланс американской экономики по-прежнему зависит от врагов Америки, а американские политики отказываются от любых практических шагов по снижению этой зависимости. Америка спит.

Ирвин Стелцер - советник, директор по исследованиям в области экономической политики в Хадсоновском институте (Hudson Institute).

_________________________________

Замерзший ад вновь раскалился докрасна ("Time", США)

Изменяющееся лицо энергетической безопасности ("Project Syndicate", США)