Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китайское кино удерживает позиции

Сюжеты картины Михалкова открывают нам новые грани жизни в современной России

Китайское кино удерживает позиции picture
Китайское кино удерживает позиции picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пожалуй, лучшей из конкурсных работ следует признать ленту Никиты Михалкова 'Двенадцать'. Как это ни удивительно, лауреат 'Золотого льва' 1992 года сделал римейк фильма 'Двенадцать рассерженных мужчин'. В этом фильме присяжные сначала решают быстро вынести вердикт 'виновен' и разойтись по домам, но один из них берется распутать клубок ненависти и предрассудков при помощи истины, разума и прозрения...

На Венецианском кинофестивале молния может ударить дважды в одно и то же место - это подтвердил китайский режиссер, вслед за своим соотечественником завоевавший в этом году 'Золотого льва'. Удостоившийся весьма благосклонных отзывов фильм режиссера-лауреата Ли Ана (Ang Lee; по-русски часто Энг Ли - прим. пер.) 'Похоть, осторожность' никто не называл в числе фаворитов; с другой стороны, выбор жюри никого особенно не расстроил.

Семейная драма французского режиссера Абделлатифа Кешиша (Abdellatif Kechiche) 'Зерно и рыба', получившая наивысшие оценки критиков, удостоилась специального приза жюри вместе с 'Меня здесь нет', фильмом-фантазией на тему биографии Боба Дилана, снятого Тоддом Хейнсом (Todd Haynes). 'Серебряный лев' достался фильму о войне в Ираке 'К печати', снятому Брайаном де Пальмой.

Учитывая, что это уже второй 'Золотой лев', завоеванный Ли Аном (первый достался ему в 2004 году за фильм 'Горбатая гора'), можно заподозрить, что китайцы уже считают Венецианский кинофестиваль своей вотчиной. Прошлогодний лауреат фестиваля Цзя Чжанкэ (фильм 'Натюрморт') в этом году завоевал премию за лучший документальный фильм ('Бесполезный').

Что же помогло фильму китайского режиссера победить? Неужели то, что во главе жюри был китаец, Чжан Имоу? А может быть, это было богатое сочетание шпионского сюжета в стиле Маты Хари с антуражем Шанхая и Гонконга времен Второй мировой войны? Подобная роскошь, пожалуй, не могла не очаровать жюри - как уже очаровали всех 'творцов сплетен' мира эротические сцены картины.

Кто же остальные победители? Приз за лучший сценарий достался Полу Лэверти (Paul Laverty) за фильм Кена Лоуча (Ken Loach) 'Это свободный мир'. Кейт Бланшетт (Cate Blanchette), снявшаяся в роли одной из шести ипостасей Боба Дилана, получила приз за лучшую женскую роль, а отсутствовавший на фестивале Брэд Питт - приз за лучшую мужскую роль. Питт сыграл роль преступника в фильме 'Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом'.

Пожалуй, лучшей из конкурсных работ следует признать ленту Никиты Михалкова 'Двенадцать'. Как это ни удивительно, лауреат 'Золотого льва' 1992 года ('Урга - территория любви') сделал римейк фильма 'Двенадцать рассерженных мужчин'. В этом фильме присяжные сначала решают быстро вынести вердикт 'виновен' (рассматривается дело об убийстве) и разойтись по домам, но один из них (Сергей Маковецкий, играющий в римейке роль Генри Фонды) берется распутать клубок ненависти и предрассудков при помощи истины, разума и прозрения.

Какая разница между оригиналом и римейком? За те два с половиной часа, что длится картина Михалкова, все двенадцать присяжных заседателей успевают раскрыть перед зрителем историю своей жизни. Эти сюжеты открывают нам новые грани жизни в современной России. В фильме присутствуют: настоящее актерское мастерство; хитрые повороты сюжета; наконец, в нем присутствует сам Михалков в роли главного присяжного и главного остроумца. На вопрос, не повлияло ли офицерское звание на его решение (вынесение приговора по делу об убийстве российского военнослужащего чеченским мальчиком), герой отвечает так: 'Бывших офицеров не существует'. Возможно, эту фразу следует истолковывать так, что бывшего Советского Союза не существует также.

Фильм, снятый другим ветераном фестиваля Эриком Ромером (Eric Rohmer) 'Любовь Астреи и Селадона', впечатляет меньше. В рамках облаченного в неоклассические одеяния идиллических пейзажей Аркадии сюжета о любви, судьбе и удаче начинающие актеры изъясняются цитатами из произведений малоизвестного французского литератора Оноре д'Юрфе. Лично мне пресная игра актеров и 'живые картинки' показались несколько скучноватыми. Были и такие критики, что пели фильму дифирамбы. Видимо, для преданных поклонников Ромера 'бывших гениев' не существует.

В этом году разочарования были не правилом, а исключением. Была масса радостных открытий, как, например, бодрый боевик Джонни То (Johnnie To) 'Безумный детектив' - о гонконгском полицейском, страдающем размножением личности. К концу фестиваля уже можно было надеяться, что 'Марко Мюллера на пенсии' не существует так же, как 'бывшего офицера' и 'бывшего гения'. Свои четыре года на посту директора (Венецианского фестиваля) Мюллер отработал блестяще. Никаких смен руководства! Время продлевать контракты.

________________________________________________

Русская эволюция ("The Australian")

Русские снимают! Русские снимают! ("The New York Times", США)