У себя в стране президент Владимир Путин разгромил оппозицию и установил контроль над гигантским нефтегазовым богатством России. Теперь, к немалому удовольствию соотечественников, он обращает свой строгий взор на Запад.
У большинства людей мнение о Владимире Путине сложилось вскоре после того, как в апреле 2000 г. он стал президентом России. Для этого им не понадобились сокровенные знания кремлеведов. Они просто включили телевизоры и, взглянули на него. Что же они увидели? Невысокого агрессивного человека с каменным лицом, выдающим склонность к обидам. Его кулаки были привычно сжаты, и он источал едва сдерживаемую ярость, давая понять, что требует быстрого и точного выполнения своих приказов. Это впечатление сохранилось до сегодняшнего дня.
Поэтому мы не должны сомневаться в том, кто стоял за недавними дерзкими проявлениями российской воинственности. Последние несколько месяцев Путин не церемонится. Его подводные лодки установили флаг России на дне Северного Ледовитого океана, что продемонстрировало ее решимость вести там разработку нефтегазовых ресурсов. Российские боевые самолеты недавно вторглись в британское воздушное пространство и были выдворены оттуда под эскортом истребителей Королевских ВВС. Путин требует у США отказаться от планов размещения баз противоракетной обороны в Чехии и Польше. Он угрожает окончательным выходом из Договора об обычных вооруженных силах в Европе в том случае, если США откажутся отступить. Когда в ноябре прошлого года в Лондоне был убит Александр Литвиненко, Путин оскорбился подозрениями из-за рубежа в том, что за убийством стоят его спецслужбы. Его соболезнования родным убитого были казенными, а лицо президента было воплощением холодной формальности. Вскоре после этого 54-летний Путин возмутил Вашингтон, заявив, что будет лучше, если МВФ возглавит не американец, а казах. На своих последних фотографиях, он, голый по пояс, рыбачит в Сибири...
Это президент России, которого переполняет уверенность. Путин стремится защитить и укрепить позицию России в мире на основе собственных ценностей. Но стоит ли нам волноваться теперь, когда все увидели и услышали настоящего Владимира Путина?
Семь лет назад все было иначе. Тогда Путин неизменно подчеркивал свою верность 'демократии' и 'власти закона'. Со времен позднего Михаила Горбачева так говорил каждый российский лидер. Одурачить российских либералов у них не получалось, но, увы, государственные деятели из Северной Америки и Европы выстраивались в очередь, чтобы выразить ему свое уважение. Президент Буш приветствовал его как своего старого друга на ранчо в техасском Кроуфроде. Путина чествовала британская королева, приглашал на завтрак Тои Блэр, а Жак Ширак окружал его почестями. Его расположения добивался бывший канцлер Германии Герхард Шредер, который в награду получил директорскую должность в "Газпроме'. Казалось, все хотят дружить с Владимиром.
Путин продолжал этот фарс до тех пор, пока ему это было выгодно. Когда он стал президентом, российская экономика еще не оправилась от финансового коллапса августа 1998 г. Война в Чечне, возобновленная им ровно через год, шла негладко. Миллиардеры, не жалевшие денег на поддержку посткоммунистической системы России, продолжали обладать большим влиянием в обществе, из-за чего он чувствовал себя неуютно. К тому же, Путин продолжал выяснять международную обстановку. Впрочем, уже вскоре он не скрывал своего отношения к коллегам. Презрение к попыткам Тони Блэра оправдать вторжение в Ирак он выразил на пресс-конференции в Москве в апреле 2003 г.: 'Где пресловутое оружие массового поражения, если оно вообще существовало?' Блэр стоял рядом, потеряв на какое-то время способность улыбаться. Не менее резкими были словами Путина в адрес Буша в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге. Выступая в своем родном городе, Путин, обращаясь к американскому президенту, сказал: 'Нам бы, конечно, не хотелось, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке, скажу честно'. 'Подождите', - попытался возразить Буш, но остановить Путина было невозможно: 'Лучше нас никто не знает, как мы можем укреплять собственное государство'.
Большинство россиян с удовлетворением восприняли этот праведный гнев. Они чувствуют, что Горбачев и Ельцин слишком часто сдавали важные позиции иностранным державам - а Ельцин своими клоунскими проделками заставлял краснеть всю страну. По контрасту с ними, Путин сам читал лекции Блэру, Бушу и Шираку, когда они пытались убедить его в необходимости укреплять демократию и гражданское общество и решать конфликты мирными средствами. Будучи опытным дзюдоистом, Путин всегда наносит ответный удар.
В своем последнем ежегодном послании Федеральному собранию в апреле этого года он перестал делать вид, что намерен сделать политические выборы или судебные процессы более справедливыми. Тогда в полной мере проявил себя авторитарный Путин, стремящийся укрепить существующую систему власти, которая так ему по нраву, и своих соратников - по большей части, бывших сотрудников КГБ. (Подсчитано, что сегодня около трех четвертей чиновников, занимающих высшие посты в государстве, или работали в спецслужбах или были тесно с ними связаны).
Путин - чекист до мозга костей. До возвращения в 1990 г. в Ленинград он официального работал сотрудником печально знаменитой службы госбезопасности в Восточной Германии. Там его не коснулось освобождающее веяние горбачевской перестройки. Путин назвал роспуск Советского Союза в конце 1991 г. 'величайшей политической катастрофой' XX века. Несколько лет деятельность коммунистической партии была под запретом, наложенным Ельциным, но ФСБ, пришедшая на смену КГБ, на протяжении 1990-х сохранила в неприкосновенности свой дух, штат и процедуры. А Путин, работая в эти годы в администрации Санкт-Петербурга, постоянно поддерживал контакты со старыми товарищами.
Именно тогда на проворного молодого человека обратил внимание Ельцин, которого впечатлила его любезность и готовность брать на себя инициативу. Возможно, Ельцин, впадавший в старческое слабоумие, считал Путина более собранным воплощением самого себя в молодости. Уходя в конце 1999 г. в отставку, Ельцин говорил о нем как о любимом сыне.
К тому времени Ельцин уже вывел Путина из тени, назначив его в июле 1998 г. директором ФСБ. Всего через год Путин стал премьер-министром. По мере карьерного роста Путина ему все больше доверял круг сверхбогатых бизнесменов, чье влияние на ельцинский Кремль достигло тогда апогея. Эти так называемые олигархи стали обладателями несметных богатств, захватив в ходе приватизационной кампании права на использование природных ресурсов России.
Среди них был Борис Березовский, который начал считать вежливого петербуржца своим протеже (Березовский даже хвастался, что именно по его рекомендации Ельцин назначил Путина премьером). Но Березовский и ему подобные сильно недооценили Путина, который начал осаждать каждого олигарха, пытавшегося посягнуть на его президентские прерогативы. Те бизнесмены, которые не хотят играть по правилам путинской России, оказываются или в колонии строгого режима, как Михаил Ходорковский или в изгнании, как Борис Березовский (Лондон) и Владимир Гусинский (Испания).
Борьба Путина с олигархами - очевидный символ драматических изменений, проведенных под его руководством в экономической политике России. Государство силой добилось возвращения себе контроля над наиболее прибыльными компаниями, особенно, энергетического сектора, часто назначая в их советы директоров сотрудников спецслужб. Формально они уже не состоят на службе в ФСБ, но, как говорят в России, 'бывших чекистов не бывает' (созданная при Ленине ЧК была предшественницей КГБ и ФСБ). Результаты впечатляют. В 2003 г. государство контролировало всего лишь 20 процентов российских компаний. Сегодня эта доля составляет 35 процентов и продолжает расти.
Путин умело провернул эту акцию. Главной темой в официальном освещении событий было унижение жадных олигархов, на что общественное мнение ответило положительно. Да, 'спецслужбократы' оказались не менее ненасытными, чем олигархи. Они любят деньги и ненавидят тех, кто пытается не позволить им захватить больше. Но немногие россияне знают об этом, потому что основным источником информации служит для них телевидение, а телеканалы или принадлежат государству или боятся навлечь на себя путинский гнев. Лишь самые смелые пытаются вырваться из этой информационной клетки. Результат - серия убийств журналистов, самым громким из которых стало убийство в октябре 2006 г. Анны Политковской.
Путин столь непреклонно навязывает свою железную волю в стране и за рубежом, что легко забыть о том, что, когда он пришел к власти, его официальный образ давал трещины. Журналисты взяли интервью у петербургских знакомых Путина, выяснив удивительные подробности. Его одноклассницы вспоминали, что в общении с девочками он чувствовал себя крайне неловко. Кроме того, рассказывают (и сам он этого никогда не отрицал), что в подростковом возрасте Путин пришел в КГБ с просьбой принять его на работу. Это было чем-то исключительным даже для подростка, пламенно преданного делу коммунизма. Как ему объяснили в ленинградском управлении, КГБ сам набирает себе сотрудников. Но, в конечном итоге, ему поступило приглашение из вселявшей страх госбезопасности. Проверка родословной и биографии показала, что он - настоящий патриот. Его дед был поваром у Ленина. Отец в годы Второй мировой войны доблестно защищал Ленинград. Зубрежке основ ленинизма Путин посвящал не меньше времени, чем занятиям по дзюдо и учебе на юридическом факультете. Компетентный, находчивый и всегда держащийся в тени, он был признан достойным вступить в ряды тайной полиции. По большому счету, он был идеальным чекистом.
И все было прекрасно, пока в России не забрезжила эпоха политической открытости, и талант в области закулисных заговоров перестал быть востребованным. Неожиданно став премьер-министром, а потом - президентом, он был вынужден общаться со СМИ: во всей его карьере не было более трудного периода.
Летом 2000 г. Путин отказался встретиться с родными погибших в катастрофе подводной лодки 'Курск', за что был подвергнут критике со всех сторон. Казалось, что сострадание ему чуждо. Не пошло на пользу имиджу Путина и то, что, как выяснилось, его любимая собака - пудель Тося. Русских мужчин не учат исследовать 'женственную сторону' своей натуры, и из-за своей привязанности к Тосе он выглядел несколько 'несерьезно'.
Сегодня президентский сайт приведен в полное соответствие со вкусами публики. Как сообщается, Тося принадлежит жене Путина Людмиле (они поженились в 1983 г., и них две дочери, которым сегодня чуть больше двадцати). Собака самого Путина - черный лабрадор Кони, более подходящий четвероногий друг для такого мачо. Что там - недавно президент пожурил участников пресс-конференции за то, что они балуют Кони: 'Бывает, что Кони выходит из комнаты, где находятся журналисты, с очень довольным видом и крошками печенья на морде'. Неустанно подчеркивается его аскетизм. Однажды Людмила Путина неожиданно пожаловалась: 'Нужно не только работать, но и жить!'. Она и дети имею возможность поговорить с ним только в конце долгого дня, когда он, по свому обыкновению, выпивает кружку кефира. (Человек из стали не может позволить себе алкоголя). Однако супруга президента отвергает домыслы о том, что она якобы дает политические советы: 'Такого никогда не было'.
Недавно на президентском сайте были размещены фотографии, демонстрирующие, что он не такой зануда, как можно было бы судить по этим комментариям. В августе в компании князя Монако Альберта он посетил Республику Тува в Сибири. Всего за время поездки было сделано 60 снимков: его даже сфотографировали голым по пояс с удочкой в руках. Судя по фотографиям, вывешенным на официальном сайте, президент в отличной форме, и многие женщины слали восторженные письма (не исключено, что и мужчины, но это тайна за семью печатями).
Для россиян Путин - самый популярный современник: 75 процентов участников опроса, проведенного в июле, поставили ему оценку 'хорошо' или 'отлично'. Впечатляющий результат для политика, находящегося восьмой год у власти в стране, где, по стандартам ООН, более двадцати процентов населения существует за чертой бедности. Популярность Путина тем более впечатляет, если принять во внимание продолжающиеся скандалы, связанные с коррупцией политиков и произволом судей - не говоря уже о травме, которую причинила обществу начатая им катастрофическая война в Чечне.
Соотечественникам Путина импонирует, прежде всего, то, что Россия обрела уверенность на международной арене. Им нравится его угрожающий тон, например, в таких заявлениях: 'Несколько лет назад мы пали жертвой иллюзии, будто у нас нет врагов. За это мы дорого заплатили'. Так же были проинтерпретированы и его сухие выражения соболезнования в адрес семьи Александра Литвиненко, изуверски убитого в Лондоне: мол, и здесь президент отказался склониться перед мнением мира. Для большинства россиян важно то, что Путин - не просто патриот, а патриот с кулаками. В начале 1990-х Россия, бывшая более мощной промышленной державой, чем любая страна в мире за исключением США, испытала шок, когда объем ее ВВП оказался ниже бельгийского. Однако сегодня по этому показателю она занимает восьмое место и вновь уверена в себе. Путин, неизменно оставаясь оптимистом, обещает, что ситуация будет только улучшаться. В своем послании Федеральному Собранию он выделил ряд приоритетов. Будет модернизирована сеть автомобильных и железных дорог. Будет развиваться система речных перевозок. Будет повышена эффективность нефтеперерабатывающих предприятий. Будет создана российская корпорация нанотехнологий.
Он сказал немного и о вооруженных силах, призвав к продолжению их модернизации. Все знают, что их состояние оставляет желать лучшего. На переход к профессиональной армии, о чем часто говорит Путин, России понадобится еще много лет. Более того, некоторые российские офицеры, воюющие в Чечне, были уличены в продаже оружия чеченским боевикам. И в России и за рубежом многих тревожит то, что ядерные объекты охраняются ненадлежащим образом. Вместо этого, Путин гордится тем, что российские бомбардировщики с ядерным оружие на борту вновь несут боевую вахту. Он подчеркивает, что намерения России исключительно мирные, но прошли те дни, когда страна покорно подчинялась требованиям отказа от глобальных амбиций.
У власти Путина есть предел: российская конституция запрещает ему выдвигаться на третий президентский срок, а сам он отверг призывы отменить это ограничение. Если бы Путин смог выставить свою кандидатуру, то он бы, безусловно, победил. С 1960-х годов народ не тосковал ни по одному кремлевскому лидеру - будь то Хрущев, Брежнев, Горбачев или Ельцину - после того, как он покидал свой пост. Скорее всего, Путин станет исключением. Наиболее вероятными кандидатами ему в преемники станут в апреле 2008 г. Дмитрий Медведев и Сергей Лавров [так в тексте - прим. пер.]. Оба - первые вице-премьеры. Рейтинг Медведева - всего 18 процентов. У Лаврова и того меньше - всего 14 процентов. В любом случае, никто не сомневается в том, что преемника выберет себе сам Путин. Путин, несомненно, изыщет способ влиять на политику в стране из-за кулис.
Ни Медведев, ни Лавров не отважатся отринуть его наследие. Но вполне вероятно, что будущие поколения россиян будут оценивать его более сурово. Устроив бойню в Чечне, он не решил дилеммы национальной безопасности. Он не нашел путь к всестороннему развитию экономики. Если бы не взлет цен на нефть и газ в начале его первого срока, то Россия до сих пор бы погрязала в финансовых проблемах, а в годы его правления экономика страны сильно зависела от ситуации на мировых рынках, над которыми он не имеет власти. У России, в лучшем случае, управляемая демократия. Гражданское общество находится в жестких тисках. Пока признаков недовольства немного. Российские малоимущие - а их миллионы - слишком слабы духом, чтобы бунтовать. Но Запад не должен сомневаться в том, что через несколько лет Россия еще доставит ему неприятностей. Российские энергоносители будут использоваться в качестве инструмента политического давления на Европейский Союз и страны бывшего советского блока.
Однако это не означает возврата к 'холодной войне'. Путин и спецслужбократы знают, что будущее России - в рыночной экономике, и что для будущего благосостояния страны нужен мир, а не военный конфликт. За это всем нам стоит поблагодарить судьбу. Но наследие уходящего в отставку президента вызывает тревогу. За годы его правления Россия вернулась на мировую политическую и экономическую арену ценой обострения отношений с другими странами.
Путину по душе захватывать мир врасплох, и он ценит преимущества, которыми обладает человек, остающийся загадкой как человек и лидер. Об одном можно говорить с уверенностью: когда бывший кагебешник примется писать мемуары, он не выдаст ни одной из своих многочисленных тайн. Бывших чекистов не бывает.
________________________________
Почему Западу не стоит опасаться угрожающего позерства г-на Путина ("Daily Mail", Великобритания)
Владимир Великий? ("The Washington Post", США)