Фрадков? Имя уходящего российского премьер-министра большинству, наверное, так же известно, как и имя госсекретаря в министерстве финансов Германии. Ведь российский премьер как глава правительства, согласно ст. 114 Конституции, отвечает за бюджет, в который сегодня, как никогда прежде, стекаются громадные доходы от нефти. Всего пару дней назад Фрадков привел солидные цифры за второй квартал этого года. Главным образом, премьер организует работу правительства, и тем не менее он подавлен властью российского президента.
Соотношение сил стало понятным в среду, когда Михаил Фрадков почти что умолял главу Кремля, Владимира Путина, отправить в отставку свое правительство, чтобы тот перед предстоящими выборами имел в кадровых вопросах полную свободу рук. Всемогущий глава государства, как никто другой из политиков, олицетворяет исполнительную власть в России. Даже министр иностранных дел и министр обороны были чаще на виду, чем премьер-министр. Премьер - это шарнир между Кремлем и министерствами, нечто вроде администратора во власти. Если сотрудничество налажено, то он может рассчитывать на длительное пребывание на этом посту. Михаил Фрадков был премьер-министром с марта 2004 г., по российским меркам - это почти целая эпоха.
Насколько часто пост премьер-министра используется президентом для маневров, продемонстрировал еще президент Борис Ельцин, одного за другим назначая и тут же отправляя в отставку премьеров. Сергей Кириенко, Сергей Степашин, Егор Гайдар, Евгений Примаков, - многие из них возглавляли правительство лишь несколько месяцев. С одним лишь исключением: Виктор Черномырдин был в 90-е годы более 5 лет главой правительства. И то из-за того, что Ельцин заметно слабел, а с ним и разваливавшееся государство, вынужденное из-за финансовой нищеты занимать деньги у богатых олигархов.
Премьер вполне может оказывать решающее влияние на управление страной, однако, в какой степени - определяет президент. Путин сам был главой правительства, до того как обосновался в Кремле. Но не потому, что он всеми силами стремился занять этот пост, а потому что Ельцин видел в нем лояльного преемника, способного руководить Россией. Поэтому, насколько сильным будет Виктор Зубков, которого в эту пятницу, видимо, утвердит Дума, может знать только один президент Путин.
__________________________________________
И все это, как говорят в России, 'ne sluchaino' ("France Culture", Франция)
России нужен еще один Горбачев ("The Boston Globe", США)