Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Страна чудес

В царстве вертикали власти и суверенной демократии возможны разные чудеса

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нет гарантии, что, оказавшись с благословления Путина в президентском кресле, преемник не выдумает быть президентом по-настоящему, не согласится с ролью сторожа кресла до тех пор, пока Путин сможет выйти на передний план - согласно Конституции...

Необычный подарок к своему 66-летию получил высокопоставленный российский чиновник - начальник учреждения по контролю за финансовыми потоками Виктор Зубков. Сегодня в половине первого по московскому времени он станет главой правительства России. Такова воля президента России Владимира Путина. Госдума будет счастлива подчиниться и проголосует, как надо. Наверное, не обойдется без дебатов - чтобы было, что показывать по телевидению.

В царстве вертикали власти и суверенной демократии возможны разные чудеса. Вряд ли можно оспорить широко распространенное мнение о том, что Путин хочет играть решающую роль в России и после того, как весной следующего года истекут отведенные российской Конституцией президенту два четырехгодичных срока правления. Другое дело, как это будет оформлено.

Не до конца похоронена возможность изменить Конституцию и позволить Путину законно остаться у власти до тех пор как пробьет последний час, как это сделал белорусский диктатор Александр Лукашенко. Такой вариант громче всех рекламировал лидер недавно созданной партии социалистического направления 'Справедливая Россия', председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Однако сам Путин не раз говорил, что раздел Конституции, в котором сказано о президенте, должен остаться без изменений. В противном случае возникнут длительные и многопрофильные сложности в отношениях с западными странами, которые и сейчас потихоньку идут 'ко дну'.

В качестве исторически интересного, но не получившего широкого развития 'плана оставания' можно вспомнить зародившуюся в верноподданной голове одного из районных депутатов Волгоградской области мысль о том, что 'на некоторое время' на президентский пост сгодится супруга Владимира Путина Людмила.

Путин говорил о преемнике очень уклончиво и, естественно, не спешил называть его имя, потому что в таком случае его власть в кремлевском закулисье с каждым днем будет терять вес. Весна и лето прошли в спекуляциях о том, кто из двух новых первых вице-премьеров - Сергей Иванов или Дмитрий Медведев - в итоге окажется 'настоящим'. Оба петербужцы и люди 'путинского призыва'. В последнее время чаша весов склонилась в сторону Иванова. В его ведении важнейшие отрасли экономики, он многократно публично выступал 'как хозяин', в конце концов, в последнее время по телевидению его показывали намного чаще, чем Медведева. Иванов и Медведев, безусловно, люди из бригады Путина, но у обоих есть один недостаток. Нет гарантии.

Нет гарантии, что, оказавшись с благословления Путина в президентском кресле, преемник не выдумает быть президентом по-настоящему, не согласится с ролью сторожа кресла до тех пор, пока Путин сможет выйти на передний план - согласно Конституции.

В этой связи не исключено, что повторится схема 1999 года, по которой Путин из премьерского кресла пересел на президентский трон. Разумеется, может возникнуть вопрос, зачем нужен этот неизвестно откуда выплывший, совершенно незнакомый широкой публике Зубков, и чем плох ушедший в среду в отставку Михаил Фрадков. Три с половиной года Фрадков, назначение которого на должность многие считали странным недоразумением, подтвердил, что он обладает способностью управлять. Но в жилах Фрадкова течет слишком много еврейской крови, а это в довольно антисемитской в бытовом плане России само по себе является большим пятном.

Пути Владимира Путина и Виктора Зубкова пересекались в Санкт-Петербурге, где они оба работали в городской думе. Это первый, но не самый важный плюс Зубкова. Зубкову исполнилось 66 лет, и, по сути, ему нужно отправляться на заслуженный отдых, потому что в России установлено, что на государственной службе можно находиться только до 65 лет. Но, как и в стране чудес, человек не уходит на пенсию, а становится во главе правительства. Вчера после встречи с думскими фракциями Зубков уже сообщил, что готов баллотироваться на президентский пост.

У Зубкова неделя времени для формирования нового правительства. Вряд ли оно будет сильно отличаться от старого, но почти наверняка не будет очень непопулярного министра здравоохранения Михаила Зурабова, которого не выгнали раньше, возможно, только потому, чтобы этот приятный избирателям шаг сделал преемник.

Формирование правительства имеет одну щекотливую сторону: сейчас пост министра обороны занимает зять Зубкова Анатолий Сердюков, и тут место для еще одного чуда.

Дальнейшее представить нетрудно. Новый премьер подтвердит, что он компетентен и энергичен, хороший организатор, умеет требовать ответственности от министров и т.п. Еще одна чеченская война для 'набирания очков', наверное, начинаться не будет, но можно, к примеру, создать видимость правопорядка в Ингушетии, где дня не проходит без насильственной смерти.

Пролетят несколько месяцев, и Путин, по всей вероятности, скажет, что хочет видеть в президентском кресле Зубкова. Если только спецоперация 'Преемник' пойдет гладко.

На седьмом десятке лет человек вряд ли нарушит принятые самим же правила игры. И будет выглядеть естественно, если, скажем, через год окажется, что шапка Мономаха слишком тяжела для Зубкова. Из-за ухудшения здоровья. Но с таким же успехом Зубков может и все четыре года подписывать указы в качестве 'технического президента'. Если найдется или будет выдумана должность, которая позволит остаться Путину реальным руководителем.

________________________________________

Любопытные перемены в Кремле ("The Economist", Великобритания)

Доктор кукольных наук синьор Путин ("The Financial Times", Великобритания)