Saturday, September 15, 2007; A16
На этой неделе у всех нас был прекрасный случай убедиться, что собой представляет российская демократия имени Владимира Путина на самом деле. В среду он принял неожиданную отставку премьер-министра и объявил, что на его пост выдвигает серого чиновника, своего личного друга Виктора Зубкова, о котором большинство жителей страны никогда и не слышало. Вчера парламент, потратив на обсуждение менее двух часов, как и ожидалось, утвердил назначение Зубкова 381 голосом против 41. Как выразился корреспондент агентства Associated Press, "Депутаты хвалили Зубкова, задавали легкие вопросы и с радостью принимали любые его ответы. <. . .> все это напоминало съезды Коммунистической партии'.
За дверьми зала заседаний российские кремлеведы вместе со своими западными коллегами лихорадочно спорили о значении смены премьера менее чем за шесть месяцев до окончания последнего срока Путина на президентском посту. Что задумал Путин - подготовить Зубкова на роль 'преемника-марионетки'? обеспечить преемственность в правительстве, пока он готовится объявить своим преемником другого? Или он готовит почву для того, чтобы остаться у власти самому? Все были согласны только в одном: ответы на эти вопросы знает только сам Великий Правитель.
Собственно, в этом, похоже, все и дело: Путин сделал этот шаг затем, чтобы продемонстрировать, что, поскольку в нынешней России его не сдерживают ни реальная оппозиция, ни свободная пресса, ни гражданское общество, он может как хочет и когда хочет диктовать народу свою волю. Захочется ему - он передаст президентский пост кому-нибудь из более-менее опытных политиков в своем правительстве, заместителям премьер-министра Сергею Иванову или Дмитрию Медведеву. А захочет - может выбрать любого, хотя бы того же Зубкова, своего приближенного еще со времен их совместной работы в мэрии Санкт-Петербурга пятнадцать лет назад. А уж государственные СМИ и усилившиеся в последнее время спецслужбы обеспечат, чтобы в марте избранник Путина был 'избран', и неважно, компетентен он или коррумпирован, есть ли у него харизма или одна сплошная серость.
За день до того, как Путин сменил премьер-министра, российские СМИ гордо сообщили, что страна испытала самую мощную неядерную бомбу в истории человечества. В августе президент столь же гордо объявил о возобновлении постоянного патрулирования воздушного пространства российскими стратегическими бомбардировщиками - впервые после окончания 'холодной войны'. Еще раньше Путин отметил, что распад Советского Союза был 'крупнейшей геополитической катастрофой' 20-го века. Как видим, он шаг за шагом возвращает к жизни и политику, и приоритеты того, ушедшего государства.
_______________________________________________
Жесткая линия Путина: все новые враги за границей, множество друзей дома ("The Times", Великобритания)
Операция 'Преемник' началась ("Le Nouvel Observateur", Франция)