Кремленологи во времена 'холодной войны' порой пользовались теми же приемами, что и астрологи, строя свои предсказания о закрытой стране на основе изучения разного рода нескладных текстов, сомнительной статистики, заретушированных фотографий и закулисных слухов. Возможно, глупо было прогнозировать, кто войдет в новое советское руководство или какой будет политика на основании расположения аппаратчиков вокруг Брежнева на трибуне Мавзолея во время парадов на Красной площади. Но других возможностей просто не было.
Похожие отчаянные попытки можно наблюдать в Москве и сегодня, когда все стараются предугадать, что же припас для своей страны президент Владимир Путин за полгода до президентских выборов. Хотя в России Путина гораздо более открытое общество, чем в Советском Союзе, функционирование самого Кремля, как и прежде, сбивает всех с толку. Но несмотря на это, методика кремленологии изменилась - как в сторону большей утонченности, так и наоборот.
Взгляните на те события, которые сопровождали отставку правительства на прошлой неделе, а также на те вопросы и слухи, которые возникли после этого.
Безо всякого предупреждения Путин отправил в политическую ссылку своего премьер-министра (или не в ссылку?), назначив вместо него никому не известного новичка (может быть, у того что-то есть на президента?). В то же время, он оставил на месте двух потенциальных кандидатов на свой пост (почему ни один из них не получил кресло премьера?). Путин продолжает утверждать, что будет соблюдать требования конституции и в следующем году не станет баллотироваться на президентский пост (но выполнит ли он это обещание?).
Назначение нового премьер-министра Виктора Зубкова огорошило не только общественность. Похоже, что даже депутаты парламента от партии Путина 'Единая Россия' понятия не имели о планах президента. Но они, однако, на это не жаловались.
Наоборот, они источали похвалы Зубкову. Вице-спикер Любовь Слиска заявила журналистам, что Зубков своей трудовой биографией заслужил 'звание Героя Социалистического Труда', забыв, видимо, что такое звание не пользуется почетом года этак с 1991-го.
Стараясь найти хоть какие-то зацепки и понять, кого Путин благословит на президентство, сегодняшние кремленологи возродили некоторые методы из своего старого арсенала. Вместо того, чтобы внимательно следить за тем, кто стоит рядом с партийным генсеком, когда мимо трибуны идут шеренги солдат, они дотошно считают, кто из руководителей дольше всех фигурирует в телевизионных новостях - после самого Путина, конечно.
Так получилось, что в последние недели те ученые мужи, что размышляли над соперничеством между двумя предполагаемыми наследниками президента - первыми заместителями премьер-министра Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым - предсказывали усиление позиций Иванова. Ведь на публике он казался любимцем и закадычным другом Путина. Они даже ездили вместе на российский Дальний Восток, на Камчатку.
В среду утром уважаемая газета 'Ведомости' сообщила о том, что по информации одного высокопоставленного, но анонимного кремлевского чиновника, Путин собирается отправить в отставку своего премьера Михаила Фрадкова, а вместо него назначить на эту должность Иванова.
Информация оказалась верной лишь наполовину.
Через несколько часов стало ясно, что Фрадкова сменит Зубков - никому не известный доверенный человек Путина, возглавлявший до этого федеральное агентство по расследованию финансовых преступлений. Сразу же поползли слухи о том, что Зубкова готовят на место президента, и что позднее он освободит этот пост для Путина. Другие мрачно говорили о том, что находясь на своей должности, Зубков собрал финансовый компромат на многих руководителей.
Как и обычно, это были лишь догадки. И первый вопрос в связи с этим звучал так: не была ли утечка информации в газету 'Ведомости' организована Кремлем, чтобы дестабилизировать политические группировки?
Эксперт по российской политике из московского Центра Карнеги Николай Петров говорит, что в любом случае, кремленология сегодня стала более трудной наукой. По его словам, при коммунизме у партии был установленный порядок, который неукоснительно соблюдался. Так, практически невозможно было получить назначение на пост премьер-министра, если человек был неизвестен. Такой никому не известный руководитель, как Зубков, не имел бы в те времена особых шансов.
'Сегодня все гораздо более закрыто, кремленология стала похожа на изучение кланов КГБ, - говорит Петров. - Общедоступных данных нет. На поверхности видны лишь отдельные детали. И очень трудно понять, что же происходит на самом деле'.
Можно сказать, что Кремль при бывшем офицере КГБ Путине демонстрирует шпионскую склонность к скрытности в руководстве. Но в России как при царях, так и при коммунистах, никогда не было традиции открытости во власти. Слово 'Кремль' в русском языке имеет первоначальное значение 'крепость'. И это слово сегодня ассоциируется с российской государственной властью, которая расположилась за средневековыми кремлевскими стенами.
Какое-то время в 90-е годы при президенте Борисе Ельцине казалось, что в России может укорениться более открытая власть. Но время Ельцина закончилось внезапно - и не без интриги. Накануне нового, 2000 года он неожиданно ушел в отставку. И столь же неожиданно на посту президента оказался Путин.
Каковы бы ни были стратегические планы Путина и их результаты, ясно одно. Президент чувствует, что чем больше информации он раскроет, тем больше он ослабит собственную власть в преддверии выборов преемника. Как только Путин назовет своего преемника, он тут же станет завершающей свою карьеру 'хромой уткой'. И он хочет оттянуть это время на как можно более поздний срок.
Первого заместителя пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова спросили как-то о возможных вариантах действий президента. Он улыбнулся и сказал, что варианты возможны почти любые.
'Если кто-то скажет вам 'я знаю', - сказал Песков, - это значит, что он лжет'.
___________________________________________________________
Кукловод Владимир Путин строит долгосрочные планы сохранения власти ("The Sunday Times", Великобритания)
Ждите второго Путина ("The International Herald Tribune", США)