Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
А имеет ли значение эта тайна?

Личность следующего президента России на самом деле не имеет значения

А имеет ли значение эта тайна? picture
А имеет ли значение эта тайна? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зубков может оказаться заслуживающим доверия человеком. Он может также оказаться человеком ненадежным. Он может быть значительной фигурой, а также незначительной. Он может стать, а может и не стать президентом. Но если он таковым станет, я надеюсь, что его американский коллега не будет спешить записываться в его лучшие друзья. Какая бы фамилия ни была у будущего президента - Зубков, Иванов или Путин, он все равно будет продуктом той политической системы, которая остается таинственной и непрозрачной. И мы должны помнить об этом.

Tuesday, September 18, 2007; A19

На прошлой неделе российский президент Владимир Путин отправил в отставку своего премьер-министра, поменяв его на некоего Виктора Зубкова - никому не известного чиновника, которого никто и никогда не называл возможным лидером. В чем же тут дело? Вот некоторые из циркулирующих сегодня слухов.

- Поскольку Зубков совершенно незначителен, Путин намеревается сделать его следующим президентом России. Зубков такую возможность не отрицает. В конце концов, президентские выборы состоятся лишь в марте следующего года, а это дает подконтрольным Кремлю СМИ массу времени для того, чтобы представить Зубкова общественности. (Мотивы Путина? Зубков сохранит для него кремлевское кресло в целости и сохранности, чтобы Путин в 2012 году смог в него вернуться. Российская конституция запрещает баллотироваться на третий срок подряд, но если не подряд, то такое возможно.)

- Поскольку Зубков на самом деле крайне важен (по словам Андерса Аслунда (Anders Aslund), это 'паук в паутине', хорошо знающий финансовые секреты ближайшего окружения Путина), он останется премьер-министром, а Путин сохранит президентскую власть после, скажем, введения чрезвычайного положения. (Доказательства? Ничем не объяснимое празднование в России 125-й годовщины со дня рождения американского президента Франклина Рузвельта, который из-за военного положения в стране остался на третий, а затем и на четвертый президентский срок.)

- Поскольку Зубков не имеет значения ни в каком отношении, Путин поднимает его наверх, а сам в это время думает о том, кто же станет реальным кандидатом. (Альтернативы? Да их десятки, включая бывшего министра обороны Сергея Иванова, который, наверное, каждому встречному и поперечному уже рассказал о том, что президентское кресло у него в кармане.)

Однако есть люди, которые утверждают, что Зубков прибыл в Москву на летающей тарелке, что он регулярно общается с маленькими зелеными человечками (шутка). Но суть заключается в том, что на самом деле никто, кроме самого Путина, не знает, почему был назначен Зубков. А Путин не говорит.

Все это лишний раз подтверждает то, о чем я говорю уже довольно длительное время: личность следующего президента России на самом деле не имеет значения. Хотя на дотошное изучение потенциальных кандидатов накануне выборов затрачены огромные аналитические усилия, их взгляды, их предполагаемый прагматизм или шовинизм имеют гораздо меньшее значение, чем характер предстоящего процесса президентского отбора.

Если Зубков (или кто-то еще) станет президентом в результате хорошо организованной кампании в средствах массовой информации, сфальсифицированных выборов и постоянного присутствия Путина за спиной кандидата, то мы будем знать, что победитель на выборах - это на самом деле лишь номинальная фигура. Если Зубков (или кто-то еще) сумеет заручиться настоящей поддержкой избирателей и Кремля, то мы будем знать, что его мнение надо воспринимать серьезно. А если Путин останется президентом - что ж, мы тоже будем знать, что это значит. То, что никто за пределами кремлевских стен не знает, каким будет процесс передачи власти - это уже плохой знак. Трудно говорить о главенстве закона в стране, где власть переходит из рук в руки в такой довольно спорной манере.

Точно так же, характер предвыборной кампании скажет о состоянии современного политического мышления в России гораздо больше, нежели биография победителя. Например, мы узнаем, намеревается ли Кремль по-прежнему неискренне заявлять о своей преданности демократии, или он вообще откажется от этой идеи. Та регулярность, с которой будут нарушаться правила и законы; тот язык, которым будут говорить о рукоположенном кремлевском кандидате, а также о его оппонентах; то количество телевизионного времени, которое будет отдано соперникам - все это скажет о будущей политической ориентации России гораздо больше, нежели анализ политических убеждений кандидата, не говоря уже об анализе его пристрастий в области горячительных напитков.

Последний момент немаловажен, потому что подобные ошибки уже допускались в прошлом. В старые недобрые времена, когда новоиспеченный генеральный секретарь отдавал предпочтение виски, а не водке, это неизменно воспринималось как признак того, что он более 'прозападный' человек, нежели его предшественники. Есть и более свежие примеры анализа. Так, нынешний американский президент во время первой встречи со своим российским коллегой, видимо, очень многое уяснил для себя из того факта, что Путин носит на шее крест. Именно это, а также ряд других моментов заставили президента Буша взглянуть Путину в глаза, а затем бесславно заявить, что он 'открытый и заслуживающий доверия человек'.

Зубков может оказаться заслуживающим доверия человеком. Он может также оказаться человеком ненадежным. Он может быть значительной фигурой, а также незначительной. Он может стать, а может и не стать президентом. Но если он таковым станет, я надеюсь, что его американский коллега не будет спешить записываться в его лучшие друзья. Какая бы фамилия ни была у будущего президента - Зубков, Иванов или Путин, он все равно будет продуктом той политической системы, которая остается таинственной и непрозрачной. И мы должны помнить об этом.

___________________________________________________________

К Путину на огонек ("The International Herald Tribune", США)

Самое популярное занятие в Москве: гадание на кофейной гуще ("The New York Times", США)