Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дом, который построил Путин

По словам наблюдателей, выдвижение Зубкова в премьер-министры практически не меняет расстановку главных кандидатов перед президентскими выборами в России

Дом, который построил Путин picture
Дом, который построил Путин picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зубков не может считаться самым серьезным кандидатом в президенты, да и Путину, чтобы попробовать потенциального преемника в деле, вовсе не нужно делать его премьер-министром. В отличие от Ельцина, Путин популярен, пользуется доверием народа, и как элита, так и основная масса электората одобрят в качестве президента любого, кого одобрит он

Неожиданное заявление Владимира Путина о том, что он выдвигает в премьер-министры до той поры практически никому не известного чиновника Виктора Зубкова, сделанное 12 сентября, застало врасплох всех специалистов по Кремлю. Сразу же начались лихорадочные спекуляции относительно сценариев будущего российской политики перед мартовскими президентскими выборами. Как оказалось, удивлен был и сам Зубков, которому лишь за день объявили о его новом назначении.

Когда первый шок прошел, все пришли к более-менее единому мнению: назначение Зубкова не является решающей поворотной точкой и имеет целью, напротив, продлить период неопределенности с личностью следующего президента России.

До того по всем признакам на первое место в списке возможных кандидатов выходил первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов. Возвышение же Зубкова открывает новый горизонт возможностей, включая и такую, что кандидатом в президенты может стать сам Зубков.

Однако, как отметила российская журналистка Юлия Латынина, эти потрясающие перемены на самом деле ничего не меняют. Логика подсказывает три возможных варианта: либо Путин остается президентом, либо назначает в преемники кого-то другого, либо уходит, чтобы вскоре вернуться. И назначение Зубкова не выбивается ни из одной из указанных схем.

Аналитики тем временем разделяются на два знакомых лагеря: одни - считающие, что, чтобы бы ни делал Путин, он все делает априори правильно, другие - что априори неправильно. Если первые объявили смену бывшего премьер-министра Фрадкова на Зубкова гроссмейстерским ходом, лишний раз доказавшим, что Путин полностью контролирует российское политическое поле и видит игру на несколько ходов вперед, то скептики объявили, что этим назначением Путин в очередной раз показал свою нерешительность и никак не может заставить себя произнести имя преемника - либо чтобы не оказаться 'хромой уткой', либо потому что он его еще и сам не знает. Но с точки тех, кто придерживается версии 'Путин-Макиавелли', такая нерешительность, опять же, есть не недостаток, а мудрая политическая стратегия, ибо неопределенность и полный контроль над информацией о том, что реально происходит вокруг, и составляют главный властный ресурс Путина. Именно из этой группы - предположение Алексея Макаркина, высказанное им 13 сентября со страниц газеты 'Ведомости': 'Вместо того, чтобы обсуждать вопрос о преемнике, главные фигуры ближнего круга Путина будут говорить о другом - например, о собственных перспективах во власти и структуре нового кабинета'.

'ПРЕЗИДЕНТ НА ЧАС?'

Некоторые аналитики и самого Зубкова считают серьезным кандидатом на президентское кресло: он может рассматриваться в роли либо 'президента на час', который поправит-поправит и уйдет, дав возможность Путину вернуться к власти, либо 'зицпрезидента', являющего собой стабилизирующее начало и дающего возможность Путину по-прежнему контролировать политическую жизнь страны с должности председателя органа, консультирующего президента по вопросам внешней и внутренней политики - Государственного совета или Совета Безопасности.

Есть и третья возможность: не исключено, что власть перейдет в руки 'коллективного руководства', типа советского Политбюро Коммунистической партии образца начала 60-х годов. Если различные группировки, входящие в 'команду Путина', не договорятся о преемнике, то руководить будут они, а Зубкову будет уготована роль нейтрального рефери.

Единственная проблема всех этих измышлений заключается в том, что их авторы не учитывают одного простого факта: президент России - это не инструмент борьбы за власть в Кремле, но еще и лицо России перед окружающим миром. Велеречивый Иванов со своим хорошим английским в этой роли эффективно заменил бы Путина, чего об 'односложном' Зубкове сказать нельзя. У страны может быть только один президент. Даже если Путин станет председателем Госсовета или Совета Безопасности, он все равно не сможет ездить на международные собрания в качестве главы государства - хотя бы потому, что таков протокол.

Какой-никакой опыт международного общения у Зубкова имеется - будучи главой Федеральной службы по финансовому мониторингу, он участвовал в международных съездах по борьбе с отмыванием денег. Однако трудно представить, чтобы человек, пятнадцать лет оттачивавший политические навыки в качестве директора колхоза, вдруг в мгновение ока превратился в деятеля, способного хлопать по плечу мировых лидеров. Один пример превращения директора колхоза в президента в мире уже есть, зовут его Александр Лукашенко, и этот блин получился в полном соответствии со своим порядковым номером. Против Зубкова в этом отношении работает и возраст: ему только что исполнилось 66 лет, и ему все равно пришлось бы уходить с поста директора своей службы, поскольку он, по меркам российского чиновничества, вышел на пенсию.

НОВАЯ КРОВЬ

Итак, назначение Зубкова, скорее всего, нацелено не на пост президента, а исключительно на пост премьер-министра. Почему Путину понадобилось убирать Фрадкова? Да хотя бы потому, что он во власти уже слишком долго - с марта 2004 года. Кое-кто из его министров стал весьма непопулярен, что в свете предстоящих выборов не может не быть занесено в пассив правящей партии. А с отставкой Фрадкова правительство по закону также должно уйти в отставку в полном составе. Так что этой 'перезагрузкой' Путин создал в правительстве атмосферу перемен, одновременно подготавливая почву для плавной передачи власти.

Напомним, что в марте 2004 года, всего за несколько недель до президентских выборов, он проделал то же самое - тогда премьер-министром был назначен как раз Фрадков. Причем Путин не продлевает период неопределенности, а сам заявляет, что обновление правительства - способ сохранить преемственность руководства. Будучи 13 сентября в Белгороде, он сказал: 'Человеку достаточно сложно сконцентрироваться, если он не знает, что с ним будет завтра. Поэтому я посчитал целесообразным снять эти вопросы - так же, как это было накануне предыдущих выборов в 2004 году'.

Правда, если не считать событий 2004 года, то исторические прецеденты вряд ли пойдут впрок тем, кто силится проанализировать нынешние маневры с помощью кремлеведческих технологий. Передача президентской власти от Бориса Ельцина Путину 31 декабря 1999 года была первым прецедентом мирного и законного перехода властных полномочий в российской истории. Но то было уникальное событие: сегодня процесс передачи власти развивается уже в совершенно иной политической среде.

Перед президентскими выборами 1999 года пост премьер-министра служил своего рода тренировочным полем для потенциальных преемников. До Путина Ельцин перебрал четверых премьеров за полтора года. Однако по причинам, о которых мы говорили выше, Зубков не может считаться самым серьезным кандидатом в президенты, да и Путину, чтобы попробовать потенциального преемника в деле, вовсе не нужно делать его премьер-министром. В отличие от Ельцина, Путин популярен, пользуется доверием народа, и как элита, так и основная масса электората одобрят в качестве президента любого, кого одобрит он.

В 1999 году на место в Кремле претендовало множество региональных лидеров и окопавшихся в Думе олигархов, и тогда существовала реальная возможность выдвижения ими собственной кандидатуры, которая могла бы оказаться сильнее человека Кремля. В 2008 году - благодаря тому, что Путин держит в кулаке и парламент, и прессу, и региональные элиты - такой возможности ни у кого нет. Между нынешней ситуацией и 1999 годом есть и еще одно важное различие: если в тот момент карьера Ельцина уже подходила к концу, то сегодня Путин здоров, бодр и политически перспективен - если только эта перспектива нужна ему самому.

ПО РОССИЙСКОМУ КАЛЕНДАРЮ

Что же теперь? Теперь о будущем политическом курсе можно будет догадаться по результатам перетряски правительства: кое-кто из многократно руганных 'либеральных' министров в зубковский кабинет, скорее всего, не войдет. Во всяком случае, основных кандидатов на пост президента - Иванова и Дмитрия Медведева - она наверняка не коснется.

Следующая знаковая дата - 2 октября, когда все партии должны будут огласить списки кандидатов в депутаты, с которыми они 2 декабря пойдут на выборы в Государственную Думу. Не исключено, что для Путина результаты соревнования за парламентские мандаты станут своего рода 'предварительными выборами' перед президентской гонкой, и здесь нужно смотреть, кто окажется первым номером в списке "Единой России" - Иванов или Медведев.

И все же, судя по тому, что происходило в течение восьми последних лет, Путин захочет оставить президентскую власть над партийной политикой. А в этом случае не исключено, что имя будущего лидера России мы не узнаем вплоть до 18 января - это последний день, когда можно баллотироваться на пост президента.

В сценарии под названием 'коллективный Путин' тоже есть свои проблемы. Опыт коллективного руководства Россией в истории есть, но сугубо отрицательный, да и сам Путин не построил никаких стабильных институциональных структур, внутри которых успешно решалась бы проблема координации между группировками, существующими внутри элиты. В этой ситуации президент может быть по-настоящему эффективным, только если он один, и в его руках - вся полнота власти.

Питер Ратленд много лет пишет статьи для TOL. Он преподаватель государственного управления в Университете имени Уэсли (Wesleyan University), штат Коннектикут.

_______________________________________________

Кукловод Владимир Путин строит долгосрочные планы сохранения власти ("The Sunday Times", Великобритания)

Ждите второго Путина ("The International Herald Tribune", США)

Россия: все под контролем ("Le Monde", Франция)