Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возрождение интереса России к Юго-Восточной Азии

Россия намеревается восстановить свое былое влияние в регионе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время холодной войны российские интересы в Юго-Восточной Азии продвигались коммунистической идеологией и идеей международной борьбы с капитализмом вообще и с США в частности, которую нужно было вести везде, где только можно. Москва с запозданием появилась на сцене нового капиталистического порядка, в котором соглашения о свободной торговле превосходят по значению соглашения о помощи и о поставках оружия, и ей предстоит вести напряженную борьбу за региональное влияние с Китаем и США.

Сингапур - Новости о заключении на прошлой неделе Россией и Индонезией соглашения о продаже оружия заставляют вспомнить эпоху "холодной войны", когда в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах Москва стремилась завоевать влияние в Юго-Восточной Азии, щедро оказывая военную и экономическую помощь.

Новые соглашения имеют менее идеологическую и более экономическую основу и указывают на то, что Россия намеревается стать третьей участницей в борьбе, ведущейся между Китаем и Соединенными Штатами за влияние в регионе.

Президент Владимир Путин, ставший первым российским лидером, посетившим Индонезию после визита покойного советского лидера Никиты Хрущева, состоявшегося в 1960 году, подписал со своим индонезийским коллегой президентом Сусило Бамбанг Юдойоно (Susilo Bambang Yudhoyono) большое количество соглашений о сотрудничестве и продаже оружия.

В их число входит и контракт на продажу российских подводных лодок, танков и вертолетов на сумму в 1,2 миллиарда долларов США. Для оплаты данной техники Москва предоставила Джакарте щедрый кредит. Также были подписаны менее крупные соглашения о сотрудничестве в сфере финансов, инвестиций, охраны окружающей среды и борьбы с терроризмом.

Путин сказал, что Россия также заинтересована в расширении сотрудничества в сфере энергетики, горнодобывающей промышленности, авиации, телекоммуникаций и других технических отраслей. В подписании соглашений участвовали государственные предприятия, в том числе российская компания ЛУКОЙЛ и индонезийская компания Pertamina. Осталось неясным, было ли достигнуто какое-либо соглашение в ядерной сфере. Недавно Индонезия заявила о своем намерении построить атомную станцию мощностью 4000 мегаватт к 2017 году.

Индонезийская государственная добывающая компания AnTam и российский РУСАЛ подписали партнерское соглашение о разработке месторождения бокситов и строительстве алюминиевого завода на Западном Калимантане. Информация об этом появилась в самый разгар ведущейся в регионе борьбы за право разработки бокситных месторождений, в которой участвуют такие крупные региональные игроки, как австралийские компании BHP Billiton и Rio Tinto, значительно активировавшие в последнее время свою деятельность по разведке и разработке месторождений.

Масштабные военные и экономические соглашения являются одним из последних признаков осуществляемого Москвой дипломатического наступления, целью которого является установление новых или возобновление старых связей в Юго-Восточной Азии. Россия стремится улучшить свои дипломатические отношения с Ассоциацией Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), насчитывающей десять стран, и надеется принять участие в Восточно-Азиатском саммите - ежегодной встрече глав государств-членов АСЕАН, Китая, Южной Кореи, Японии, Индии, Австралии и Новой Зеландии, учрежденной в 2005 году.

Россия также хочет получить место в составе Восточно-Азиатского саммита, и в минувшие выходные на прошедшем в Сиднее форуме Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества Путин сказал, что его страна хотела бы принять участников этого саммита во Владивостоке в 2012 году. В будущем главным источником политического влияния Москвы может стать ее огромный потенциал как поставщика энергоресурсов, природного сырья и вооружений в Юго-Восточную и Восточную Азию.

Бывшие сферы влияния

Все это представляет собой процесс возвращения Москвы в данный регион. С середины 1950-х годов до краха Советского Союза в 1991 году Россия вела в Юго-Восточной Азии активную деятельность. Однако уже более десятилетия из-за экономического кризиса, разразившегося в стране после окончания "холодной войны", Россия не имела экономической возможности и стратегических амбиций для утверждения себя в регионе.

Правительство Путина в настоящее время горит стремлением вернуть России роль международной державы с находящейся в хорошем состоянии экономикой, подпитываемой нефтяными и газовыми доходами, и Москва, конечно, обратила свой взор на те страны Юго-Восточной Азии, с которыми у нее были связи ранее.

Начиная с середины 1950-х годов Индонезия находилась на передовой линии борьбы, которую вели между собой Соединенные Штаты и Советский Союз за возможность влиять на политику стран третьего мира. В какое-то время в Индонезии находились около тысячи советских военных советников, большое количество гражданских технических советников и огромная дипломатическая миссия, включающая в себя обычный контингент агентов КГБ. До недавнего времени Индонезия еще имела невыплаченные долги Советскому Союзу и его бывшим восточно-европейским сателлитам.

Что касается других стран Юго-Восточной Азии, то наследие советской эпохи в наши дни можно обнаружить, например, в Камбодже. Это, в том числе, дороги, названные в честь Советского Союза, и Технологический институт, в прошлом Политехнический институт кхмерско-советской дружбы, представляющий собой здание площадью 30000 квадратных метров, спроектированное, построенное и оснащенное советской стороной в 1964 году. В Лаосе советский серп и молот до сих пор украшает многие обветшавшие здания различных учреждений в столице страны Вьентьяне.

Однако именно в Индонезии советское присутствие было особенно заметно. Принимая во внимание размеры Индонезии, стратегически важное географическое положение и тот факт, что Коммунистическая партия Индонезии (КПИ) была одной из самых больших в мире, Советский Союз охотно воспользовался готовностью президента Сукарно к установлению связей и получению экономической помощи.

В центре Джакарты до сих пор можно увидеть наглядные напоминания о той эпохе, например, индонезийский военный музей Satri Mandala, в котором выставлены старый российский самолет Миг, ракета и танк с характерной приземистой башней. Согласно надписи на табличке, в последний раз они использовались во время вторжения Индонезии в Восточный Тимор в 1975 году.

Военные самолеты, корабли и боевые машины поставлялись на условиях долгосрочных кредитов. Сначала это делалось для оказания помощи Сукарно в ожидавшейся в то время войне с Нидерландами из-за принадлежавшей тогда этой стране Западной Новой Гвинеи. Джакарта утверждала, что эта территория должна была быть передана под ее суверенитет в 1949 году, когда она получила независимость от Нидерландов. В конечном итоге столкновения удалось избежать, так как Нидерланды согласились на проведение плебисцита для определения будущего этих территорий.

Российская военная помощь также усиливала позиции Сукарно в проведении агрессивной конфронтационной политики в отношении Малайзии и ее бывшего колониального хозяина, Великобритании, направленной против решения включить территории Саравак и Сабах, расположенные на острове Борнео, в новую Малазийскую федерацию. Именно из-за обретения Индонезией советского бомбардировщика средней дальности Австралия закупила самые современные на тот момент американские истребители-бомбардировщики F-111, которые до сих пор составляют основу австралийских военно-воздушных сил.

В экономике Советский Союз оказывал помощь финансами и советниками на начальных этапах строительства действующего до сих пор сталелитейного завода "Кракатау" в провинции Западная Ява, а также плотины на реке Асахан и алюминиевого завода в Северной Суматре. К сожалению, многие амбициозные проекты, задуманные в советском стиле центрального планирования, оказались неприспособленными к условиям Индонезии и были закрыты или влачили жалкое существование после того, как Советский Союз перестал оказывать помощь.

Подъем Китая

Ситуацию для Москвы и Юго-восточной Азии, как тогда, так и сейчас, усложняет позиция Китая. Из-за идеологического раскола, произошедшего между Китаем и Москвой в начале 1960-х годов, отношения между Советским Союзом и возглавлявшимся Мао Цзэдуном Китаем резко обострились. Влияние Китая на Коммунистическую партию Индонезии, самую крупную коммунистическую партию в мире после советской и китайской коммунистических партий, было очень велико, что вызывало сильное недовольство Москвы.

В начале 1965 года Соединенные Штаты направили во Вьетнам большое количество наземных войск, оглядываясь при этом на Индонезию и Сукарно, все сильнее склоняющегося влево, к КПИ и Китаю. Однако угроза коммунистической Индонезии рухнула в сентябре 1965 года. Попытка переворота, совершенная офицерами армии и ВВС с левыми убеждениями, была пресечена генералом Сухарто, ставшим впоследствии президентом. Заговорщики сказали, что они пытались не допустить захвата власти генералами, тайно поддерживавшимися Соединенными Штатами.

Однако результат сентябрьских событий очевиден: Сукарно был дискредитирован, он так и не смог вернуть себе всю полноту власти, а КПИ, обвиненная в заговоре, стала объектом прошедших по всей стране погромов, в которых погибли тысячи членов партии. Коммунисты потеряли свое влияние среди избирателей. Режим Сухарто, получивший название "новый порядок", четко ориентировался на Запад, и советское влияние на архипелаге начало ослабевать, так как Кремль направил все усилия на сохранение влияния во Вьетнаме и в остальной части Индокитая.

После распада Советского Союза в 1991 году Китай начал постепенно, а в последние годы все активнее, завоевывать региональное влияние, утраченное Москвой. В Юго-Восточной Азии его дипломатическое и коммерческое влияние стало гораздо более сильным, чем было в эпоху "холодной войны", Китай становится конкурентом Америки и ее стратегического союзника Японии. Наряду с укрепляющимися двусторонними деловыми связями, АСЕАН стремится приспособиться к растущему влиянию Китая, учредив форум АСЕАН + 3, в состав которого помимо десяти членов АСЕАН входят Китая, Япония и Южная Корея.

Во время холодной войны российские интересы в Юго-Восточной Азии продвигались коммунистической идеологией и идеей международной борьбы с капитализмом вообще и с США в частности, которую нужно было вести везде, где только можно. Москва с запозданием появилась на сцене нового капиталистического порядка, в котором соглашения о свободной торговле превосходят по значению соглашения о помощи и о поставках оружия, и ей предстоит вести напряженную борьбу за региональное влияние с Китаем и США. Однако в Юго-Восточной Азии трехстороннее противоборство противников эпохи "холодной войны" уже идет, и оно обещает усложнить развивающиеся в регионе стратегические и экономические отношения.

Эндрю Саймон - живущий в Сингапуре аналитик и журналист. В 1992-97 годах работал в Джакарте.

_____________________________________________________________

Путин вступает в Тихоокеанский регион ("The Age", Австралия)

Опасный раскол в Азии ("Newsweek", США)