Согласно плану, предложенному в среду Еврокомиссией, 'Газпром' и другие неевропейские компании будут иметь возможность контролировать энергораспределительные сети в Европейском Союзе только на определенных, причем весьма жестких, условиях.
Этот шаг вызвал резкую реакцию России, обеспокоенной тем, что планы европейской экспансии российской корпорации 'Газпром', находящейся под контролем Москвы и являющейся основным поставщиком газа в ЕС, могут столкнуться с ограничениями.
Глава комитета российского парламента по международным делам Константин Косачев заявил: 'В той степени, в какой нас будут пытаться не пускать в какие-то сегменты западноевропейского рынка, в той же степени и мы будем вынуждены ограничивать доступ для наших зарубежных партнеров в соответствующие стратегические отрасли российской экономики'.
Сейчас энергетические компании пытаются понять, что стоит за предложениями Еврокомиссии. На первый взгляд, их цель - предотвратить приобретение 'Газпромом' контрольного пакета акций компаний, в активы которых входит инфраструктура, таких как германская RWF и британская National Grid.
Таким образом, речь идет о начале нового этапа борьбы за равноправный доступ для европейских компаний на энергетический рынок России, на котором в настоящий момент существуют инвестиционные ограничения. С другой стороны, предложения Еврокомиссии являются частью большого пакета мер, направленных на дальнейшую либерализацию энергетического рынка ЕС, вызванных опасениями, что в некоторых частях этого сектора нарушается свобода конкуренции.
Согласно данному плану, крупные европейские энергетические компании, такие как французская EDF и немецкая Eon должны будут либо продать свои распределительные сети, либо передать контроль независимым управляющим структурам, что должно облегчить новым игрокам борьбу за место на рынке.
Неевропейские компании, желающие получить контроль над кабелями и трубопроводами, также должны будут следовать этим правилам. Кроме того, страны, в которых они базируются, должны будут предоставить европейским компаниям равный доступ на свои энергетические рынки.
Еврокомиссия заявляет, что задачей проекта является создание равных условий игры, что означает, что неевропейские компании должны играть по тем же правилам, что и европейские.
По словам председателя Комиссии Жозе Мануэла Баррозу (José Manuel Barroso): 'Речь идет исключительно о честности. Эти меры не направлены против какой-то конкретной страны. Мы просто хотим, чтобы внутренний рынок [ЕС] был открытым и честным'.
'Газпром' в свою очередь заявил, что он является надежным поставщиком и разделяет стремление ЕС к укреплению долгосрочной безопасности поставок энергии.
В заявлении компании также говорится, что ''Газпром' может внести свой вклад в обсуждение вопроса о регуляции европейского энергетического рынка и уверен, что его мнение будет услышано'.
Пока непонятно, что произойдет с теми европейскими активами, которыми 'Газпром' обладает на настоящий момент.
Хотя компания и не контролирует ни одного оператора европейских распределительных сетей, у нее есть, среди прочего, крупные пакеты акций германского Wingas и польского Europolgaz.
В неопубликованном документе Еврокомиссии, оказавшемся в распоряжении The Financial Times говорится об 'опасности того, что ЕС окажется уязвимым для попыток третьих стран контролировать газовый рынок Евросоюза не только с помощью поставок, но и посредством приобретения распределительных сетей'.
Проект закона должен быть утвержден большинством стран-членов ЕС и Европарламентом.
___________________________________________
Между Москвой и Брюсселем ("Nedela", Латвия)
ЕС не разбирается в вопросах российской энергетики ("The Financial Times", Великобритания)