Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Проблемы по соседству

Вашингтон, похоже, уже не так активно использует в своей направленной на исламский мир политической пропаганде фактор помощи Косово

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Косово со своим в основном мусульманским населением имеет уникальное значение для Соединенных Штатов. Доказать исламскому миру, что Америка готова бороться за права мусульманского общества в Европе - это стало одной из немногих инициатив в области внешней политики, с которой согласились администрации как Клинтона, так и Буша.

Косово со своим в основном мусульманским населением имеет уникальное значение для Соединенных Штатов. Доказать исламскому миру, что Америка готова бороться за права мусульманского общества в Европе - это стало одной из немногих инициатив в области внешней политики, с которой согласились администрации как Клинтона, так и Буша.

Конечно, совершить такой переход было нелегко. Клинтоновские авантюры в балканской политике, последовавший вслед за этим в 1999 году ввод натовских войск, а также применение авиации альянса на начальном этапе встретили осуждение многих лидеров консервативного крыла республиканской партии. Однако русские помогли консерваторам изменить свое мнение.

Та непреклонность, с которой Москва защищала своих православных братьев-славян, а также сербские доводы о суверенитете в деле Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic) слишком сильно попахивали возрождением старых коммунистических альянсов. Это стало совершенно ясно тогда, когда подразделения российской армии, якобы находившиеся под командованием ООН, помешали британским и американским войскам занять ключевые позиции.

К тому времени, когда Джордж Буш устроился в своем президентском кресле, госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) и советник по национальной безопасности Конди Райс (Condi Rice) уже решили, что из американских усилий по защите мусульманской территории можно извлечь крупную политическую и пропагандистскую выгоду. При этом использование американских войск будет минимальным, а поэтому минимальной будет и угроза для жизни и здоровья солдат США. Но возникла одна проблема. Пришло время 'Аль-Каиды', Афганистана и Ирака, и исламский мир по сути дела забыл обо всех тех добрых делах, которые для косовских мусульман сделали американцы, ЕС, НАТО и ООН.

На данный момент косовары и сербы согласны в одном: они по-прежнему ненавидят друг друга. Буквально вся Сербия считает, что край Косово должен остаться сербской территорией - даже если почти весь остальной мир с этим не согласен. Министерство иностранных дел Сербии великодушно намекает, что Белград не будет предпринимать усилий по дестабилизации Косово с применением 'физических и военных средств'. Будут использоваться только законные средства, чтобы не допустить провозглашения косоварами независимости в одностороннем порядке.

Косовское руководство откровенно заявило о том, что оно намерено в одностороннем порядке провозгласить независимость края к 10 декабря, если запланированные на 18 сентября переговоры не приведут к достижению соглашения. Это заставило Евросоюз начать лихорадочную деятельность. Его представители стали говорить о том, что подобные действия спровоцируют возврат к кровавым войнам 90-х годов.

Похоже, что факты не имеют большого значения на Балканах, где многовековой имперский гнет, иностранные вторжения и кровопролитные конфликты стали исторической нормой. Население Косово, составляющее примерно 2,1 миллиона человек, почти на 90 процентов состоит из этнических албанцев, и практически все они - мусульмане.

Этот край влачит жалкое существование. От 40 до 50 процентов населения не имеет работы и вынуждено заниматься натуральным хозяйством либо контрабандной торговлей. Пятьдесят пять процентов доходов края состоит из денежных переводов из-за рубежа и из тех денег, которые ООН выделяет на свои программы в Косово. В крае слабое сельское хозяйство и очень низкий производственный потенциал. Однако строительная индустрия развивается быстрыми темпами благодаря экспорту своей продукции и рабочей силы в соседние балканские страны. Косовские месторождения полезных ископаемых не разработаны. Исключение составляет лишь добыча угля. И тем не менее, Сербия не собирается расставаться с этой доведенной до нищеты провинцией. В этих краях традиция является очень сильной мотивацией для действий.

Существуют самые разные предложения по разделу Сербии, в соответствии с которыми ее южная часть за рекой Ибар должна стать новым Косово. Но проблема заключается в том, что резолюция ООН ? 1244 объявляет Косово сербской провинцией. Эти детали можно урегулировать в ходе осторожных и деликатных переговоров в рамках ООН. Однако признание концепции разделения может привести к возобновлению огромного количества этнических пограничных конфликтов между многочисленными народами бывшей Югославии.

Русские недавно еще раз подтвердили неизменность своей позиции в поддержку братьев-сербов. Очень современные амбиции Путина не мешают ему использовать очень старые, псевдолегитимные этнические аспекты для подкрепления своих действий в сфере внешней политики. Сербы, в свою очередь, счастливы получить российскую поддержку своей точке зрения. Но в конечном итоге, они больше всего заинтересованы в том, чтобы не запятнать двойками свой европейский дневник и не лишиться возможности вступить в перспективе в этот альянс.

А тем временем Вашингтон, похоже, уже не так активно использует в своей направленной на исламский мир политической пропаганде фактор помощи Косово. И дело скорее не в утрате интереса, а в стремлении сбыть с рук эту сложную проблему и 'сбагрить' ее ООН и Евросоюзу. Администрация Буша стучит по дереву, надеясь в конечном итоге на то, что спецпредставитель ООН Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari) сумеет выработать такой план, который удовлетворит и Белград, и Приштину, причем произойдет это до 10 декабря.

Никто больше не хочет проблем вокруг Косово - за исключением плохих парней.

Джордж Уитман - член Комитета по существующей опасности (Committee on the Present Danger), основатель и первый председатель Национального института публичной политики (National Institute for Public Policy).

___________________________________________________________

Торговля вокруг Косово ("Le Monde", Франция)

Секс, деньги и Косово ("L'Espresso", Италия)