На этой неделе институты Европейского Союза дважды вызвали раздражение серьезных торговых партнеров: в понедельник суд первой инстанции, приняв решение не в пользу корпорации Microsoft, разозлил США, а в среду - Москву, заявив о намерении ограничить возможности неевропейских компаний по контролю над энергетическими активами стран ЕС.
Хотя председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) всячески отрицал, что указанные меры направлены против каких-либо конкретных компаний, ни для кого не стало секретом, что больше всего от них пострадает российская государственная газовая компания 'Газпром'.
Надо сказать, что, поставив таким образом границы европейским амбициям 'Газпрома', Комиссия сделала первый шаг - действие смелое и похвальное, однако само по себе недостаточное.
Предложение Комиссии состоит в том, что, поскольку европейский энергетический рынок уже 'разукрупнен', то есть контроль над сетями передачи и распределения энергоносителей отделен от контроля над поставками самих энергоносителей, то компании из стран, не входящих в ЕС, не должны иметь права контролировать сети, если они не разукрупнятся сами. А поскольку Кремль скорее восстановит монархию Романовых, чем разукрупнит 'Газпром', компания не получит возможности контролировать европейские газопроводы и сети электропередачи.
В качестве меры защиты конкурентной среды от господства мощного поставщика газа, повторимся, этот шаг сам по себе весьма разумен. Однако Евросоюз не должен останавливаться на достигнутом: необходимо также ограничить контроль 'Газпрома' над другими жизненно важными компонентами энергетической инфраструктуры ЕС - электростанциями и терминалами по импорту сжиженного природного газа.
Главный вопрос относительно 'Газпрома' - будет ли он, принимая решения, например, об инвестициях в новые энергетические мощности, действовать как сугубо коммерческая компания. При том, что тесные связи его правления с Кремлем, как и господствующие позиции 'Газпрома' в контроле над огромными энергетическими ресурсами России, ни для кого ни являются секретом, Европейский Союз просто не имеет права априори отвечать на этот вопрос утвердительно.
Дополнительные ограничения на расширение 'Газпрома' будут в любом случае налагаться не навечно. У компании есть право со временем показать, что с ней можно разговаривать как с обычным торговым партнером, хотя для этого России придется предложить Европе аналогичные условия, включая права европейских компаний на транзит топлива через российские газопроводные сети.
А пока не будут выполнены эти условия, 'Газпрому' следует позволить продавать в Европейский Союз столько газа, сколько он захочет продавать, но его не следует допускать до контроля над его транспортировкой и использованием. Европа уже сегодня зависит от поставок российского газа, и эта зависимость все усиливается - но это не значит, что она не должна уметь за себя постоять.
__________________________________________________
Как 'Газпром' добавил волнений Западу ("The Independent", Великобритания)
'Газпром': Избирательная машина Путина ("Die Presse", Австрия)
"Газпром": щупальца Москвы ("Le Figaro", Франция)