Sunday, September 23, 2007; B01
Сразу после терактов 11 сентября 2001 г. президент Буш заявил, что остальной мир должен определиться: с нами он или против нас. Но оказывается, что при новом мировом порядке можно быть на обеих сторонах сразу и при этом неплохо заработать.
Вот, например, Виктор Бут, российский авиатранспортный магнат и мировой лидер в области полулегальных поставок оружия. Каждый год полевые командиры, гангстеры, ополченцы и террористы убивают десятки тысяч человек в войнах, о которых лишь спорадически сообщается внешнему миру. Они делают свое черное дело с помощью оружия, которое Бут и ему подобные поставляют всем сторонам конфликта. Это и есть подлинное оружие массового поражения в мире после 'холодной войны'. Оно собирает кровавую жатву в трущобах Багдада и джунглях Колумбии, на улицах Бейрута и в нищих деревнях алмазодобытчиков Западной Африки.
Бут не руководствуется идеологией. Не особо стесняют его и соображения морали. Новый класс глобальных предпринимателей, к которому он принадлежит, действует практически в отсутствие международных ограничений, зарабатывая сотни миллионов долларов для себя и коррумпированных чиновников военных и разведывательных ведомств стран бывшего советского блока, а, вернее, того, что от них осталось. Именно их огромные неконтролируемые арсеналы являются основным источником их смертоносного груза. Если поведение частных подрядчиков (например, Blackwater - американской охранной компании, о которой вновь заговорили на прошлой неделе после того, как ее сотрудники приняли участие в перестрелке в Багдаде) подлежит хоть какой-то проверке и контролю со стороны государства, то от ведущих торговцев оружием не требуется даже минимальной подотчетности.
Эти оружейные магнаты почти всегда избегают международных санкций потому, что работают не на одно государство и оказались полезными для многих. Хуже того, значительная часть их работы не является нелегальной, а наказания за нарушение тех немногих законов, которые применимы в их отношении, незначительны и их совершенно невозможно привести в исполнение.
Возьмите, например, июльский доклад Главного бюджетно-контрольного управления (Government Accountability Office). В нем сообщается, что о судьбе десятков тысяч единиц оружия, приобретенного вооруженными силами США и предназначенного для отправки в Ирак, до сих пор 'неизвестно'. На самом деле, какую-то часть этого оружия мог присвоить себе Бут. Согласно докладу Amnesty International за 2006 г., связанная с Бутом авиакомпания Aerocom, зарегистрированная в Молдове, в 2004 г. получила американский военный контракт на транспортировку из Боснии в Ирак 200 000 автоматов АК-47 и нескольких миллионов патронов. За день до первого полета Aerocom в августе 2004 г. молдавское правительство отозвало у авиакомпании сертификат на воздушные перевозки. Таким образом, ее полеты стали нелегальными. Бут уже числился в черном списке ООН и департамента казначейства США, и его разыскивал Интерпол; ООН в своих докладах открыто сообщала, что Aerocom занимается незаконной транспортировкой оружия. Тем не менее, самолеты вылетели, но данных о том, что они приземлились в Ираке, нет. Иными словами: человек из международного черного списка, пользуясь самолетами авиакомпании, не имеющей лицензии, получает контроль над оружием, приобретенным американскими властями, и исчезает.
В черном списке торговцев оружием таких, как Бут много. Среди них - Монзер аль-Кассар, арестованный в июне в Испании и обвиненный в продаже оружия, в том числе, ракет 'земля-воздух' Революционным вооруженным силам Колумбии (ФАРК), печально известной армии наркодилеров. Но в двух отношениях случай Бута уникален. Речь идет о имеющемся в его распоряжении флоте самолетов и легком доступе к арсеналам вооружений, включающим в себя вездесущие АК-47, боевые вертолеты и ракеты 'земля-воздух'. К середине 1990-х этот бывший офицер советских ВВС собрал более 60 самолетов - это больше, чем имеют ВВС многих стран НАТО. Большей частью эти самолеты были выведены из бывшего советского воздушного флота: сотни самолетов - от бипланов до транспортных гигантов - ржавели на аэродромах из-за отсутствия топлива и техобслуживания.
Эта комбинация доступа с мобильностью позволяет Буту оказывать своим щедрым клиентам полный комплект услуг. Он безнаказанно распространяет смерть и разрушения, помогая нашим врагам, в том числе, исламским террористам.
Питер Хейн (Peter Hain), высокопоставленный член британского кабинета, назвал Бута 'африканским торговцем смертью', потому что он неустанно снабжает оружием диктаторов, в том числе Чарльза Тэйлора (Charles Taylor) из Либерии и Сэма Бокари по кличке 'Москит' из Сьерра-Леоне, а также большинство сторон кровавых конфликтов в Анголе и Конго. В конце девяностых, когда утверждалось, что Бут снабжает оружием талибов, другие группы исламистов, ФАРК и ливийского лидера Муаммара Каддафи, он, наряду с Усамой Бен Ладеном, был одной из ключевых целей для западных разведок. Интерпол выдал международный ордер на его арест, но он открыто живет в Москве, по всей видимости, под защитой правительства президента России Владимира Путина. Вопрос о нем не вставал на июльском саммите Буша и Путина.
Как это ни странно, деятельность Бута тщательно отслежена в серии открытых докладов, составленных ООН за последние семь лет. ЦРУ и Агентство национальной безопасности, совместно с британской и бельгийской разведкой, прослушивали его телефонные разговоры, отмечали его передвижения и получали спутниковые фотографии его самолетов, стоящих на аэродромах в африканской глуши или выстроенных неподалеку от его штаб-квартиры в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты).
Но 11 сентября превратило Бута из международного парии в потенциальный ценный ресурс для американских разведывательных служб, и он быстро почувствовал, что судьба дает ему новый шанс. Американские документы и официальные лица свидетельствуют о том, что через одного из своих соратников он неоднократно вел тайные переговоры с ЦРУ о поставках оружия, вертолетов, грузовиков и средств связи войскам боровшегося с талибами Северного альянса. Еще один соратник Бута хвастался перед журналистами тем, что в начале войны его самолеты доставляли в Афганистан бойцов сил специального назначения и оперативников ЦРУ. В это можно поверить, учитывая, что пилоты Бута были одними из немногих, знавших афганский рельеф, и имели карты заброшенных аэродромов, которые они тайно использовали в течение нескольких лет. Кроме того, Бут, по-видимому, поставлял оружие талибам, так сказать, намазывая бутерброд маслом с обеих сторон.
После вторжения США в Ирак в 2003 г. авиатранспортными услугами Бута пользовались министерство обороны США и компания Halliburton, ее дочернее предприятие KBR, а также Federal Express и ряд других подрядчиков. Об этом свидетельствуют как бортовые журналы, так и сотрудники американских военных и гражданских ведомств, проводившие мониторинг полетов. На этом Бут разбогател на несколько миллионов долларов, хотя в июле 2004 г. Буш подписал распоряжение, объявляющее незаконным ведение бизнеса с российскими и его компаниями. В мае 2005 г. управление по контролю за иностранными активами департамента казначейства заморозило активы Бута, трех его партнеров и 30 его компаний, тем самым, вновь подчеркнув незаконность ведения с ним каких-либо операций. Но если департамент казначейства и государственный департамент, а также некоторые подразделения Пентагона пытались перекрыть Буту доступ к долларам американских налогоплательщиков, то определенные силы в военном и разведывательном сообществе продолжали финансировать его бизнес -на протяжении почти двух лет после того, как подобные контракты стали прямым нарушением президентской директивы.
Что позволило Буту получить эту потрясающую способность доставлять оружие, как только появляется возможность заработать денег? Новое поколение глобальных торговцев оружием научилось виртуозно обходить неповоротливые правоохранительные и разведывательные службы, пытающиеся лишить их источника заработка. Кроме того, многое из того, что делает Бут, не является незаконным.
В глобальной системе, до сих пор призванной регулировать мир эпохи 'холодной войны', когда не было ни Интернета, ни 11 сентября, Бут является прототипом предпринимателя XXI века. Он молниеносно меняет названия компаний, регистрирует самолеты в разных странах и переносит свой бизнес из страны в страну, создавая новые банковские счета.
Правоохранительные и разведывательные службы обнаруживают его слабые следы, когда его нет уже и в помине - если они все-таки утруждают себя поиском его следов.
И это потому, что, помимо всей свой хорошо документированной неприглядной деятельности, Бут и его когорта также оказывают услуги ООН, равно как правительствам и военным ведомствам стран всего мира. Когда в 2004 г. понадобилось доставить помощь жертвам цунами, самолеты Бута отправились в Индонезию. Нужно перебросить ооновских миротворцев из одной африканской страны в другую? Бут может это сделать - и делал, в Руанде, Конго и так далее. Нужно доставить оружие, палатки, боеприпасы и продовольствие армии вторжения в Ирак? Постоянно меняющаяся мозаика авиакомпаний Бута всегда под рукой. Его пилоты готовы выполнять любые задания в условиях, которых не выдерживают более новые американские самолеты. В Ираке его самолеты выполнили сотни полетов, доставляя боеприпасы, генераторы, запасные части и почту.
Но это обходится очень дорогой ценой. За последний год было обнаружено, что самолеты Бута доставляли оружие ныне свергнутому радикальному исламскому режиму в Сомали, группировке 'Хезболла' в Ливан, пророссийским силам в Грузию и многим другим вызывающим беспокойство игрокам в стратегически важных горячих точках. Бут беззастенчиво помогает нашим врагам, собирая наши деньги.
В морской пехоте есть поговорка: 'Хочешь как хуже - будет как хуже'. В случае Бута и ему подобных мы получаем самое худшее, позволяя ему преуспевать и теша себя иллюзией о том, что он один из нужных врагов. О подлинной цене спросите инвалидов из Сьерра-Леоне, детей-солдат из Конго и женщин, подвергавшихся дискриминации в Афганистане при талибах.
Дуглас Фара, научный сотрудник фонда Nine/Eleven Finding Answers, соавтор книги 'Торговец смертью' (Merchant of Death)
______________________
Американские ракеты бьют по больному месту России ("Asia Times", Гонгконг)
Сколько стоит жизнь британского солдата? ("The Observer", Великобритания)
Западу по-прежнему нужен контроль над вооружениями ("Christian Science Monitor", США)