Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шанс Украины

Украине слишком сложно построить здоровую демократию, но политическая жизни протекает гораздо живее, чем казалось возможным до 'оранжевой революции'

Шанс Украины picture
Шанс Украины picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинские избиратели должны всемерно подвигать лидеров своих партий к тому, чтобы Украина с возможно большей решимостью добивалась вступления в ЕС. И лидеры государства должны проводить политику, связанную с будущим вступлением в Союз - и добиваться поддержки бизнеса за политически приемлемую цену

Выбор, который предстоит сделать украинским избирателям в ближайшее воскресенье, их явно не воодушевляет. Что и понятно: за три года, что прошли после 'оранжевой революции', они только и видели от своих руководителей, что политические склоки, обмен обвинениями в коррупции и общую неспособность сформировать стабильное правительство.

Если верить результатам опросов, то в результате предстоящих выборов никаких решающих изменений не произойдет: во главе крупнейших политических блоков по-прежнему останутся президент Виктор Ющенко, премьер-министр Виктор Янукович и лидер оппозиции Юлия Тимошенко. Ни у одного из этих блоков не будет большинства. Значит, все трое продолжат ожесточенно ругаться и не менее ожесточенно торговаться между собой.

Кроме того, сегодня в руках олигархов украинского бизнеса оказалось даже больше власти, чем при бывшем авторитарном президенте Леониде Кучме. Состояние самого богатого из них, Рината Ахметова, оценивается в более чем 15 миллиардов долларов. Для сравнения: это лишь немногим меньше, чем у самого богатого человека России Романа Абрамовича с его 19 миллиардами, но украинская экономика при этом в пять раз меньше российской, и ни один бизнесмен мира не имеет такого влияния у себя в стране, как Ахметов на Украине. Даже если бы он держал руки вдалеке от политики, все равно неизбежно имел бы серьезное политическое влияние. А он еще и депутат парламента и активный сторонник руководимой Януковичем Партии регионов.

При такой концентрации власти в руках одного человека Украине слишком сложно построить здоровую демократию. Потому и неудивительно, что никаких иллюзий по этому поводу у избирателей уже не осталось.

И тем не менее, политическая жизни на Украине протекает гораздо живее, чем казалось возможным до 'оранжевой революции'. Во время выборов на местах стороны наверняка успеют не раз и не два обвинить друг друга в разнообразных манипуляциях, но общенациональный обман избирателей уже канул в Лету. СМИ обладают очень большой степенью свободы, и между партиями развернулась, как ни крути, реальная политическая конкуренция.

Экономическая картина по-прежнему искажена огромным неравенством, однако сегодня экономика растет, как не росла никогда раньше. Простым украинцам по-прежнему доступно далеко не все, но за все время с момента обретения независимости им было доступно еще меньше. Россия по-прежнему поддерживает пророссийских политиков, но, к счастью, сегодня в отличие от скандальной кампании Януковича в 2004 году, не играет на украинских выборах центральной роли.

Что касается Запада, то он тоже уже не страдает огульным восхвалением Ющенко, и более умеренно поддерживает политиков, выступающих с программами, ориентированными в сторону Европейского Союза. Так что в воскресенье голоса украинцев будут в очень большой степени чисты от прямого иностранного влияния.

Избиратели должны всемерно подвигать лидеров своих партий к тому, чтобы Украина с возможно большей решимостью добивалась вступления в ЕС. И лидеры государства должны проводить политику, связанную с будущим вступлением в Союз - и добиваться поддержки бизнеса за политически приемлемую цену.

____________________________________________

Пошел обратный отсчет времени до выборов. Пенсионеры готовятся к контрреволюции ("The Guardian", Великобритания)

Украина хочет стать достойной Европы ("Le Figaro", Франция)

Збигнев Бжезинский-2004: Имперская Россия, вассальная Украина ("The Wall Street Journal", США)