Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Православие возвращается в российские школы, рады ему или нет

Оппоненты Церкви утверждают, что ее руководство нарушает конституционный принцип отделения церкви от государства

Православие возвращается в российские школы, рады ему или нет picture
Православие возвращается в российские школы, рады ему или нет picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас, спустя почти двадцать лет после распада Советского Союза и возвращения религии в общественную сферу, в России нередко провозглашается, что полноценное школьное образование должно включать в себя курс, посвященный Русской Православной Церкви, в том числе ее традициям, литургии и историческим личностям.

Коломна, Россия - Поводом для одной из самых острых дискуссий в современной России стало происходящее в школах, например, таких как эта, в далеком от Москвы городе, где учительница по имени Ирина Доньшина откладывает учебники и обращается как с церковной кафедры к своим второклассникам с простым вопросом:

'У кого нам надо учиться делать добро?'

'У Бога!' - отвечают дети.

'Правильно! - говорит госпожа Доньшина. - Люди, которых Он создал, распяли Его. Но разве он их обвинил, проклял или возненавидел? Конечно же, нет! Он продолжил любить их и жалеть их, хотя мог бы уничтожить нас и весь мир вместе с нами в долю секунду'.

Сейчас, спустя почти двадцать лет после распада Советского Союза и возвращения религии в общественную сферу, в России нередко провозглашается, что полноценное школьное образование должно включать в себя курс, посвященный Русской Православной Церкви, в том числе ее традициям, литургии и историческим личностям.

Такие уроки вводятся обычно по требованию церковного руководства, утверждающего, что атеизм, насаждавшийся коммунистами, лишил русский народ связи с верой, составлявшей суть его идентичности.

Таким образом, появление нового предмета вроде бы лежит в русле продолжающихся попыток понять, что значит быть русским в посткоммунистическую эпоху и какую роль в этом должна играть религия, пережившая советские притеснения. Однако стремление Церкви насаждать свое учение с помощью государственной образовательной системы вызывает у многих негативную реакцию, причем речь идет не только о коммунистах.

Оппоненты Церкви утверждают, что ее руководство ведет пропаганду в государственных школах, нарушая тем самым конституционный принцип отделения церкви от государства. По их словам, Россия - многонациональная, плюралистическая страна, и появление у православия атрибутов государственной религии может оскорбить многочисленное мусульманское меньшинство.

Церковь считает эти обвинения необоснованными, подчеркивая, что речь идет о культурологических, а не религиозных предметах.

Тем не менее, по крайней мере, в классе г-жи Доньшиной у учеников свое представление о тематике курса. 'Нужно любить Бога, - говорит Кристина Пособилова. - Мы должны верить только в Бога'.

Очередным этапом дискуссии стало письмо с протестами против 'растущей клерикализации' российского общества, направленное президенту Владимиру Путину десятью крупными российскими учеными, двое из которых - нобелевские лауреаты. Помимо критики преподавания религии в школах ученые возражают против попыток Церкви получить признание ученых степеней в области богословия и против появления в армии православных священников.

Образовательная политика местных властей контролируется Москвой, однако они обладают и определенной свободой. В некоторых регионах православные дисциплины введены в школьную программу, в некоторых родители имеют право от них отказаться, хотя делают это редко, в некоторых они вообще отсутствуют.

Г-н Путин, редко упускающий возможность надавить на местные власти, этот вопрос предпочитает не затрагивать. В сентябре он заявил, что он за то, чтобы дети изучали религии в целом, в особенности, четыре из них, исторически связанные с Россией - православие, ислам, иудаизм, буддизм. Однако президент, фотографировавшийся с крестиком на груди и иногда посещающий службы и другие церковные мероприятия, не выступает и за отмену уже сделанных нововведений.

'Просто нужно найти приемлемую для всего общества форму, - заявил г-н Путин. - Давайте вместе будем думать над этим'.

Согласно опросам, православными себя считает приблизительно от половины до двух третей населения России, то есть с момента распада СССР количество православных резко увеличилось. Священники часто принимают участие в государственных мероприятиях, многие люди носят нательные крестики. Однако Россия остается глубоко светской страной, и большинство россиян заявляют, что не посещают церковь.

10-15 процентов населения России - мусульмане, живут они в основном в южных регионах страны, хотя в Москве и других крупных городах мусульманское население также присутствует. Эмиграция и ассимиляция сократили число иудеев до нескольких сотен тысяч человек (из 140 миллионов россиян). В целом мусульманские и иудейские лидеры не одобряют введение в школах православных дисциплин, хотя некоторые из них считают, что их можно вводить в факультативном порядке.

'Мы не хотим, чтобы мусульманских детей заставляли изучать другие религии, - говорит ректор Московского исламского университета Марат-хазрат Муртазин. - Мусульмане должны изучать собственную религию'

В императорской России Русская Православная Церковь была государственной религией и обладала огромным влиянием. Практически все школьники должны были изучать специальный курс православной веры, так называемый Закон Божий.

Один из ученых, подписавших письмо Путину, Жорес Алферов, лауреат Нобелевской премии 2000 года в области физики, утверждает, что он боится возврата к этому. Он вспоминает, как его отец вынужден был изучать Закон Божий во времена последнего царя - Николая II.

'Церкви нужен приток верующих, - говорит г-н Алферов, член парламента от коммунистического блока. - Но они могут открывать свои церковные школы и воскресные школы. В обычных государственных школах этого быть не должно'.

Патриарх Московский Алексий II, глава РПЦ, уже неоднократно заявлял, что знание православного вероучения необходимо для понимания русского искусства, литературы, культурного наследия и истории России. Письмо ученых он назвал 'отголоском атеистической пропаганды прошлого'.

Пять лет назад расположенная в шестидесяти милях к югу от Москвы Коломна, стала первым городом, в школах которого было введено изучение Православия. Местные церковные власти и чиновники от образования говорили тогда, что до революции Коломна была центром Православия, в котором было много церквей и монастырей, в годы правления коммунистов разрушенных или превращенных в склады. С учетом прошлого, спрашивали они тогда, разве не будет правильно, если школьники смогут узнать о Православии?

'Я бы сказал, что главная задача - церковь и государство должны сделать все, чтобы ученики знали свое прошлое и свои корни', - заявляет священник Владимир Пахачев, помогающий внедрять преподавание предмета.

Например, утверждает отец Владимир, нелепо изучать русский язык, ничего не зная о свв. Кирилле и Мефодии, братьях, создавших в девятом веке 'кириллицу' - русский алфавит. Они были монахами и церковными деятелями, и этот аспект нельзя игнорировать, говорит он.

В школе N3, расположенной в тени восстановленного собора, занятия проходят факультативно, однако проводятся раз в неделю, в учебное время и ведутся штатными преподавателями. Родители ни разу не требовали освободить детей от этих занятий, говорит Анна Кихтенко, представитель школьной администрации.

'Мы не нарушаем ничьих прав, - заявляет она. - Родители детей из мусульманских семей зачастую говорят: 'Мы живем среди православных и хотим, чтобы наши дети знали, во что они верят''.

Оксана Тельнова, преподающая в шестом классе, только что рассказала своим ученикам о том, как великий князь Владимир в 988 году принес православное христианство на Русь, Церковь называет это 'Крещением Руси'. Дети читали вслух стихи из Библии.

'Святое православие изменило и оживило славянскую душу, став ее моральным и духовным основанием, - цитирует г-жа Тельнова патриарха Алексия II. - Во все времена христианство помогало создать великую страну и великую культуру'.

А вот г-жа Доньшина, учительница второго класса, выслушав, как ее ученики повторяют Десять заповедей, указывает на небольшое деревце без листьев стоящее у доски.

'Вера в Бога так же важна для человека, как корни для дерева, - говорит она. - Наше дерево, к сожалению, погибло, как гибнет душа без добрых дел. Это происходит с людьми, если они не делают добра и не следуют закону Божьему'.

Она просит детей выбрать из груды цветов, на одних из которых написаны названия христианских добродетелей, а на других - нежелательных качеств, 'добродетели' и прикрепить их к ветвям дерева.

В конце урока обсуждаются деяния православных святых. Учительница говорит, что 'они показывают нам, как жить так, чтобы быть ближе к Богу' и заканчивает занятие, раздав каждому ученику по шоколадке.

__________________________________________________

Против Дарвина ("День", Украина)

Русские академики contra обскурантизм ("День", Украина)

Россияне вновь вручают себя в руки Господа ("Liberation", Франция)