Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва избавляется от одной из своих старых профессий

Мэр закрывает киоски, ставя под угрозу семейную традицию мастеров по ремонту обуви

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мэр, стремящийся превратить Москву в сияющий город роскошных квартир, модных бутиков и высоких офисных зданий из стекла и стали, систематично убирает с улиц киоски, в которых москвичи на протяжении многих лет покупали бакалейные товары, алкоголь, цветы, сигареты, одежду, всевозможные безделушки, а также пользовались различными бытовыми услугами.

Tuesday, September 25, 2007; A16

На протяжении пятидесяти лет Евгений Йиво работал на Неглинной улице, оказывая, по его словам, "экстренную хирургическую помощь" стоптанной и поврежденной обуви москвичей.

"Если женщина сломает каблук, то она нуждается в немедленной помощи, - говорит Йиво, который работает в киоске, стоящем недалеко от Центрального Банка России. - И я ее спасаю".

Для 76-летнего Йиво починка обуви - семейная традиция, этому ремеслу он научился у своего отца. Его родители, ассирийцы-христиане, приехали в Россию в 1914 году, когда разразилась первая мировая война и между Турцией и Россией начались боевые действия.

Члены семьи Йиво, как и многие другие беженцы, стали ремонтировать обувь. Начиная с тех пор ассирийцы-христиане стали небольшой, но постоянной частью городского пейзажа. В советскую эпоху они были государственными служащими, после краха коммунизма стали предпринимателями.

Однако теперь этот образ жизни умирает. Отчасти это происходит потому, что молодые и образованные члены ассирийского сообщества избегают ремесла своих родителей, а также из-за того, что мэр Москвы Юрий Лужков объявил войну киоскам.

Мэр, стремящийся превратить Москву в сияющий город роскошных квартир, модных бутиков и высоких офисных зданий из стекла и стали, систематично убирает с улиц киоски, в которых москвичи на протяжении многих лет покупали бакалейные товары, алкоголь, цветы, сигареты, одежду, всевозможные безделушки, а также пользовались различными бытовыми услугами.

"В последние годы в Москве было построено много новых торговых центров и специализированных магазинов, и поэтому в наличии такого большого количества частных киосков больше нет необходимости, - говорит Алексей Веденский, сотрудник пресс-службы мэрии. - Эти киоски совсем не украшают наш город, и поэтому мы убираем их с улиц".

По данным городских чиновников, в Москве в настоящее время насчитывается более 10000 стационарных киосков, и более 9000 киосков на колесах. Многие из них концентрируются вокруг станций метро и вокзалов, представляя собой картину неудержимого предпринимательства.

В начале этого года городские власти начали сносить киоски, преследуя цель снижать их количество на 20 процентов каждый год до тех пор, пока они не исчезнут совсем, за исключением немногих специально отобранных для продажи газет и цветов, так любимых москвичами.

Похожие меры принимаются и в других городах, например в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

В советские времена в городе были только специализированные киоски, продающие газеты, табак и мороженое, которым москвичи наслаждаются круглый год независимо от температуры.

Кроме того, существовало определенное количество киосков, в которых работали практически исключительно ассирийцы-христиане, приписанные обувными фабриками к конкретным улицам. Некоторым из них приходилось работать чуть ли не в картонных коробках.

"После прибытия в Москву сообщество выжило благодаря ремонту обуви, - говорит председатель Московского Ассирийского Общества Петр Чугианов. - Они были иностранцами с иранскими или турецкими документами, и они не знали русский язык. Они стали частью Москвы. Однако, как и все остальное, теперь они уходят в прошлое".

"Наша молодежь хочет жить по-другому, - говорит 70-летний ассириец Юрий Адамов, владеющий киоском, расположенным около Белорусского вокзала, в окрестностях которого все тротуары забиты различными палатками.

После краха коммунизма большая часть киосков была приватизирована. Их владельцы присоединились к тысячам других мелких предпринимателей, продающих носки и компакт-диски, или превративших свои киоски во временные кафе и казино.

Для Лужкова все эти киоски стали не просто неприглядными объектами, выпадающими из его видения города 21-го века, в котором проживают нувориши страны. После краха коммунизма киоски, строительство которых было дешевым и быстрым, заполнили собой важную нишу, однако теперь городские чиновники считают, что они портят облик города и никому не нужны, несмотря на то, что рядовые москвичи, особенно живущие в отдаленных районах города с неразвитой торговой инфраструктурой, продолжают в них ходить.

"С киосками очень удобно, - говорит Александр Конкин, 52-летний инженер, живущий на северо-востоке Москвы. - Мне нравятся те, в которых можно купить пиво, например, или сигареты. Цены в них хорошие, и это гораздо быстрее, чем идти в магазин и стоять там в очереди".

Однако у Лужкова есть и сторонники.

"Мы привыкли к большому количеству киосков около метро. А теперь их всех снесли и мне это нравится. Местность стала выглядеть лучше, - говорит 61-летняя пенсионерка Нина Воронцова, живущая на юге Москвы. - Я никогда не доверяла качеству продающихся в киосках товаров. Может быть, они там дешевле, однако я всегда могу сходить в дешевый магазин".

Городские чиновники считают, что многие владельцы киосков, арендующие занимаемые ими места у города, сразу вложат деньги в места в постоянных торговых центрах и магазинах. Однако не все киоскеры уверены, что они смогут сделать это.

"Наше будущее неясно, однако мы надеемся, что мэр поймет, что мы важны для города, - сказал Йиво. - Мы были династией, поколение за поколением, однако теперь, по прошествии стольких лет наступает конец".

___________________________________________________________

'Железная рука Москвы' нацелилась на пятый срок ("The Times", Великобритания)

Бульдозером по жемчужинам московской архитектуры ("The Guardian", Великобритания)