Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Отдаление старых друзей

Россия и Китай тоже отдаляются от Ирана - новые санкции становятся более вероятными

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Официальная версия, озвученная энергичным заместителем госсекретаря США Николасом Бернсом, обнадеживает. По его заверениям, в ходе 'детальной дискуссии' европейцы, американцы, русские и китайцы 'серьезно и конструктивно' обсудили, как нужно усилить давление на Иран. Он сообщил также, что будет принята более строгая резолюция, предусматривающая более суровые санкции

Официальная версия, озвученная энергичным заместителем госсекретаря США Николасом Бернсом, обнадеживает. По его заверениям, в ходе 'детальной дискуссии' европейцы, американцы, русские и китайцы 'серьезно и конструктивно' обсудили, как нужно усилить давление на Иран. Он сообщил также, что будет принята более строгая резолюция, предусматривающая более суровые санкции.

На понятном для всех языке это звучит так: пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия (формат 5 плюс 1) решили еще раз попытаться напугать Тегеран.

Однако, на самом деле, никаких договоренностей в начале решающей недели в Нью-Йорке пока что достигнуто не было. Нечто вроде решения по резолюции может появиться не ранее пятницы, после встречи этой группы переговорщиков в рамках проходящей Генеральной Ассамблеи ООН. Или хотя бы решение решить что-нибудь позже. 'Для конкретного проекта резолюции ООН время пока еще не настало', - заявляет один дипломат в Вашингтоне вопреки всеобщим ожиданиям. Проблеском надежды можно назвать уже тот факт, что политические руководители внешнеполитических ведомств 'шестерки' вообще договорились встретиться по этому поводу, - говорит он. Им предстоит 'подготовить рекомендации' своему начальству по достижению компромисса в ООН.

Хвастовство президента

В основе остается старая концепция: как только Тегеран пойдет на уступки и остановит обогащение урана, страны 'шестерки' сулят ему расширение торговли и инвестиций. В противном случае они угрожают изоляцией и санкциями: отказами в выдаче виз, замораживанием счетов, прекращением передачи технологий. Но при осуществлении этой двойной стратегии страны 'шестерки' зачастую тянут в разные стороны.

А тем временем Тегеран спокойно продолжает свою ядерную программу. Недавно президент Махмуд Ахмадинежад снова хвалился динамикой своих, теперь уже 3-х тысяч центрифуг. В прошлую пятницу, как рассказал источник, близкий к переговорам 'шестерки', Китай и Россия вновь предупредили о недопустимости слишком поспешного принятия резолюции. Глава российской делегации дал понять, что президент Владимир Путин просит проявить терпение хотя бы до 16 октября, когда он собирается посетить Тегеран с государственным визитом. В настоящее время особенно торопит всех Америка. Госсекретарь США Кондолиза Райс вновь предупредила: 'Мы будем стремиться к принятию новых резолюций в Совете Безопасности ООН, если Иран не пойдет по пути переговоров'. Райс вынуждена торопиться. 'Ей нужно что-то предъявить, - считает один берлинский дипломат, - иначе президент будет снова следовать мнению лагеря Чейни'. По настоянию Райс в 2006 г. Джордж Буш присоединился к дипломатическому пути, выбранному европейцами. Однако в столице США не утихают слухи, что вице-президент Чейни считает 'военное решение' 'неизбежным'. Правда, сообщается, что Ангела Меркель во время видео-конференции в прошлый четверг заручилась согласием Буша на совместное решение проблемы путем санкций.

Тем временем опасения, что у президента США лопнет терпение, по всей видимости, дошли и до Пекина с Москвой. В принципе, переговорщики обеих стран согласились в пятницу с идеей принятия новой резолюции против Тегерана. Правда, пока что не в письменном виде. Европейская 'тройка', в которую входят Германия, Франция и Великобритания, также заверяет, что стремится к принятию новой резолюции.

Однако сплоченность европейцев - дело не совсем однозначное. Между Германией и Францией царит напряженность. В Берлине с недоверием наблюдают за тем, как французский президент Николя Саркози - по крайней мере, официально - постоянно меняет свою позицию. На рабочем же уровне дипломаты заверяют, что, как и прежде, они думают и действуют одинаково.

Угрозы Франции в адрес Ирана - министр иностранных дел Бернар Кушнер недавно заявил, что не исключает войны - пока что импонируют Вашингтону. Но Кушнер также предложил, чтобы Америка и Европа сами объявили санкции, если Россия и Китай, державы, обладающие правом вето в Совете Безопасности ООН, снова согласятся лишь на безобидную резолюцию. Германия же, напротив, предпочитает, чтобы давление оказывалось только через Совет Безопасности ООН: 'Если мы потеряем Китай и Россию, тогда все санкции будут бесполезными', - сказал высокопоставленный берлинский дипломат.

Первые разногласия между Меркель и Саркози возникли недавно во время их встречи в замке Мезебург. На критику французского президента по поводу того, что Германия медлит с сокращением торговли с Ираном, немецкая сторона ответила той же монетой, заявив, что французские концерны - Total и Peugeot - заключили в Иране блестящие сделки, причем пытались провернуть их через немецкие банки. Саркози был удивлен этим сообщением и поручил своим людям проверить эту информацию.

Слишком большое давление

В настоящее время в Германии действительно что-то сдвинулось с места: Commerzbank, Deutsche и Dresdner Bank собираются прекратить деловые отношения с Ираном. Официально банки объясняют это решение бюрократическими препонами и слишком большими расходами. На самом деле, огромное давление было оказано на них со стороны Вашингтона. Министерство финансов США уже несколько месяцев угрожает, что бизнес этих банков на американском рынке может пострадать. Объем торговли Германии с Ираном в первом полугодии 2007 г. уже сократился на 17%. Как прозвучало в замке Мезебург, Парижу следовало бы добиться похожих результатов. В Берлине дали просочиться сведениям, что даже сами американские фирмы очень неплохо зарабатывают в Иране - через подставные фирмы в Персидском заливе. Беспокоит Берлин и поведение других европейских стран, например норвежцев или итальянцев. Министр иностранных дел Италии Массимо Д´Алема сказал в конце недели, что еще не исчерпана возможность для такой инициативы, в результате которой давление через санкции сочеталось бы с переговорами и достижением согласия.

Германия намерена добавить к списку санкций еще ряд технологий. Кроме того, в Берлине считают, что угрозы уже настолько сильны, что многие фирмы добровольно покинут Иран. Нельзя также полностью игнорировать внутреннюю ситуацию в Иране. Новые санкции могут только еще больше укрепить режим президента Ахмадинежада.

Недавняя инициатива немецких парламентариев относительно проведения встречи с иранскими и американскими коллегами в одном из государств Персидского Залива вызвала большой интерес в Вашингтоне. Однако иранские политики отказались участвовать - просто давление на них было слишком большим.

__________________________________________________

Говорит Махмуд Ахмадинежад ("The New York Times", США)

Вы сказали 'война', господин Кушнер, и Вы не ошиблись . . . ("Le Figaro", Франция)