Washington Post Foreign Service
Wednesday, September 26, 2007; A14
Москва, 25 сентября - Во вторник Андрей Пионтковский, один из самых остроумных политических комментаторов России и приглашенный профессор вашингтонского Института Хадсона, был обвинен в суде в призывах к насилию и уничижительных высказываниях по отношению к лицам 'еврейской, американской, русской и других национальностей'.
Во вторник один из районных судов Москвы начал рассмотрение обвинения, предъявленного прокуратурой Пионтковскому, в том, что две его книги - 'Нелюбимая страна' и 'За Родину! За Абрамовича! Огонь!' являются экстремистскими в соответствии с законом, формально призванным служить искоренению расизма и ксенофобии. В названии второй книги упоминается богатейший магнат России Роман Абрамович.
Математик и эксперт по контролю над вооружениями Пионтковский (67) занялся публицистикой в девяностые годы. Будучи одним из ведущих представителей оппозиционной партии 'Яблоко', он нещадно критикует правление президента Владимира Путина, называя его зловредной смесью авторитаризма с 'бандитским капитализмом'.
'Это дело абсурдно от начала до конца, - заявил Пионтковский, выйдя из зала суда. - Оно очень примитивно. По сравнению с этими людьми сталинские прокуроры были утонченными интеллектуалами... И не чудесно ли то, что российское правительство начало защищать чувства американцев?'.
В июле Путин одобрил поправки к принятому пять лет назад закону о борьбе с экстремизмом, расширяющие определение экстремистской деятельности, к которой теперь относятся 'публичная клевета в отношении официальных лиц' и 'унижение национального достоинства'.
Правозащитники и оппозиционные политики считают, что закон в новой редакции, проведенный через парламент прокремлевской партией 'Единая Россия', призван разгромить законную критику в адрес Кремля и его союзников.
Закон был принят после того, как чиновники отказались от попыток обвинить в 'экстремизме' шахматного гроссмейстера и критика Путина Гарри Каспарова после акций протеста, жестоко разогнанных милицией в апреле. Тогда закон был недостаточно широк для того, чтобы навесить на него это обвинение.
Критики исправленного и дополненного закона говорят, что его положения настолько расплывчаты, что теперь власти могут легко пользоваться им не для борьбы с расизмом, а для подавления инакомыслия и контроля над независимой журналистикой. Они опасаются, что чиновники будут пользоваться законом как политическим инструментом накануне парламентских выборов в декабре и президентских - в марте.
'Сегодня мы наблюдаем последствия и демонстрацию той атмосферы, которую власти строят в обществе, атмосферы преследования политических оппонентов и критиков и всех, кто думает иначе', - говорит адвокат Пионтковского Юрий Шмидт, также представляющий интересы находящегося за решеткой магната Михаила Ходорковского.
'Скорее всего, прокуратура не действует на основании непосредственного распоряжения из Кремля, но это пример того, как она понимает свою функцию в обществе, - добавил он. - Они считают, что их задача - тотальная защита власти, и если появляется даже малейшее проявление несогласия с режимом, то нужно быть начеку'.
В последние несколько месяцев на предмет предполагаемой экстремистской деятельности были также допрошены правозащитник и последовательный критик властей Лев Пономарев и политолог Владимир Прибыловский, пишущий книгу о Путине.
Обвинение в экстремизме предъявлено саратовской газете, которой грозит закрытие за то, что в августе она поместила сатирический коллаж с изображением Путина в виде персонажа из популярного советского телесериала, в котором русский разведчик под псевдонимом Отто фон Штирлиц, проникает в руководство СС.
Фото было снабжено подписью, мягко намекавшей на то, что Путин может остаться на третий срок. Согласно российской конституции, в марте он должен уйти в отставку.
Вероятно, прокуратуру обеспокоил тот факт, что Путин изображен в эсэсовском мундире, хотя большинство россиян воспринимает этого персонажа как киногероя.
'Это не черный пиар или что-то в этом роде, мы просто хотели развлечь читателей, - говорит в телефонном интервью главный редактор 'Саратовского репортера' Сергей Михайлов. - Все эту шутку понимают'.
Сначала обвинение Пионтковскому предъявила прокуратура южного города Краснодара, действуя по указанию ФСБ. Но оно было отклонено после того, как судья постановил, что в книгах нет экстремистских призывов.
Книги в регионе распространяла партия Пионтковского 'Яблоко', и ФСБ пригрозила закрыть местное отделение партии в том случае, если она не прекратит заниматься распространением. Здесь книги Пионтковского практически невозможно найти в книжных магазинах.
Вслед за этим признать книги экстремистскими потребовали московские прокуроры. Они добиваются возбуждения уголовного дела, которое, по словам Шмидта, может закончиться тем, что партия 'Яблоко' будет запрещена за экстремистскую деятельность.
Во вторник сотрудница московской прокуроры, отказавшаяся обсуждать другие подробности дела и называть свое имя, сослалась на отчеты двух экспертов - 'лингвистического' и 'социально-психологического', доказывающих, по ее мнению, что книги Пионтковского являются экстремистскими.
'В социально-психологическом отчете говорится о том, что в книге ['Нелюбимая страна'] содержатся уничижительные высказывания в адрес лиц еврейской, американской, русской и других национальностей, - заявила она. - Предварительная оценка показала, что книга может быть признана содержащей элементы экстремизма'.
Шмидт попросил прокурора 'процитировать эти высказывания, привести конкретные примеры упомянутых высказываний'. 'Не могли бы вы дать ссылки и номера страниц, на которых помещены эти высказывания', - просил он.
'Я не эксперт, и личного мнения на этот счет у меня нет', - заявила прокурор, вызвав своим ответом неприкрытую насмешку со стороны адвоката.
В качестве примеров экстремизма в отчетах приводятся два небольших фрагмента книги.
В одном из отчетов Пионтковский обвиняется в экстремизме потому, что он создает вымышленный диалог, в котором Путин называет неких критиков 'козлами позорными'. Также отмечается, что использование Пионтковским слов 'разжигание розни' само по себе является разжиганием розни.
По словам профессора филологии Санкт-Петербургского государственного университета Александра Кобринского, выступающего в роли эксперта защиты, в отчете не упоминается о том, что, используя слова 'разжигание розни', Пионтковский цитирует Путина.
'Любые проявления экстремизма должны иллюстрироваться конкретными высказываниями и заявлениями, - говорит Кобринский. - Здесь нет ничего подобного... В отличие от экспертов, я читаю книги Пионтковского'.
Ни прокурор, ни авторы процитированных ею отчетов не объясняют, почему книга Пионтковского возбуждает ненависть в отношении американцев и евреев.
Пионтковский считает, что это относится к той главе одной из книг, в которой он критикует российского политика, заявившего, что радикальная палестинская группировка ХАМАС не признана Россией террористической организацией потому, что она не совершает террористических актов в России.
'Ну конечно, те, кто убивает евреев и американцев, по определению не могут быть террористами', - саркастически замечает Пионтковский.
Судья Светлана Климова постановила, что для определения того, являются ли книги экстремистскими, нужно еще одно экспертное заключение. Вынести его она поручила Российскому федеральному центру судебной экспертизы, являющемся частью Министерства юстиции.
____________________________________
Признают ли книги Андрея Пионтковского экстремистскими? ("Эхо Москвы", Россия)
Андрей Пионтковский: Кандидат клана Борджиа на пост президента России ("Project Syndicate", США)