Выдвижение президентом Владимиром Путиным кандидатуры Виктора Зубкова на пост премьер-министра стало полной неожиданностью. Хотя - если вспомнить, что ему уже 66 лет - у этого человека было достаточно времени, чтобы приобрести известность, и, тем не менее, 85% россиян никогда о нем не слышали, Государственная дума утвердила Зубкова премьером подавляющим большинством голосов. Главная тема для обсуждения в связи с этим событием - не станет ли Зубков преемником нынешнего президента, но, поскольку в России премьер-министр отвечает за экономическую политику, стоит поразмыслить, какими последствиями чревато это назначение для экономического курса страны.
Хотя Зубков и старается держаться тише воды, ниже травы, основные факты его биографии известны. Среди его выдающихся достижений следует назвать организацию элитного дачного кооператива 'Озеро'. В начале 1990-х он выделил там участки для Путина и многих его главных приспешников. Теперь, наконец, награда нашла героя.
Второе достижение Зубкова состоит в том, что он два года проработал первым заместителем Путина в Комитете по внешним связям Петербургской мэрии - самом коррумпированном подразделении насквозь коррумпированного органа; данные на этот счет представила Марина Салье, политик-либерал и бывший депутат городской Думы (с тех пор она исчезла с политической арены). Именно тогда - если не раньше - Зубков познакомился со всеми теневыми фигурами из путинской компании - прежде всего гэбэшниками Игорем Сечиным и Виктором Ивановым. Назначив Зубкова премьером, Путин еще больше сузил кадровую базу своей администрации.
Признаем: данные из официальной биографии Зубкова не позволяют говорить о том, что он напрямую работал на КГБ. Однако с конца 1993 г. он трудился в двух ведомствах с весьма неоднозначной репутацией - Федеральной налоговой службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу - в России ее называют 'финансовой разведкой'. В общем, он не внес никакого вклада в модернизацию страны, однако собрал немало досье о финансовых операциях россиян.
Впрочем, нет никаких данных о том, что Зубков сделал что-то существенное для расчистки 'авгиевых конюшен' российского финансового сектора. Эта задача выпала на долю покойного Андрея Козлова, первого заместителя главы Центробанка. Как отмечает газета 'Ведомости', наиболее заметными результатами деятельности 'финансового разведчика' стало 'бегство вкладов' из 'Гута-банка' (после чего тот обанкротился и был тут же приобретен Внешторгбанком) и 'Альфа-банка' (как выяснилось, совершенно неоправданное).
На посту главного 'фининспектора' России Зубков встречался со многими людьми, и все отзываются о нем на удивление одинаково. Он - настоящий 'лоялист' Путина: они с президентом даже называют друг друга по именам. Кроме того, Зубков - типичный чиновник прежнего режима, сделавший карьеру в партийных органах, а не спецслужбах, и до сих пор придерживается по сути коммунистических взглядов. Он - настоящий реликт застойной и циничной брежневской эпохи, сыгравшей ничтожную роль в политической истории России.
Кроме того, Зубков принадлежит к группировке Сечина-Виктора Иванова. Впрочем, теперь он, возможно, создаст собственную группу вместе с зятем - бывшим торговцем мебелью, без всяких объективных оснований получившим пост министра обороны. Судя по всему, он скромен и осторожен, старается не наживать себе врагов. Окруженный всепроникающим мздоимством, Зубков лично не замечен в явной коррупции, хотя в условиях продажного и авторитарного российского государства такие предположения следует воспринимать с большой осторожностью.
Другим ключом к разгадке нам послужит состав нового кабинета, утвержденный всемогущим Путиным. В ходе его второго президентского срока правительство не могло похвастаться никакими серьезными достижениями. Тем более удивительно, что своих постов лишились лишь три министра.
Единственным 'сильным' реформатором в прежнем кабинете был министр экономического развития и торговли Герман Греф - и он как раз попал под увольнение. Следует признать, что его преемница - бывший первый заместитель Грефа Эльвира Набиуллина - пользуется высочайшей репутацией. Однако у нее есть один серьезнейший недостаток: Набиуллина - человек вежливый и мягкий, тогда как Греф - настоящий боец. Поэтому многие из 'сражений', которые он начал, новый министр, скорее всего, проиграет.
Михаил Зурабов проявил на посту министра здравоохранения и социального развития вопиющую некомпетентность - здесь шокирует уже тот факт, что Путин вообще назначил такого человека на эту должность. Сегодня в России социальный сектор - самый 'заброшенный' и отсталый. Однако вместо того, чтобы найти Зурабову серьезную замену, Путин остановил свой выбор на супруге министра промышленности и энергетики Виктора Христенко.
Что же касается военного ведомства, то здесь Зубков вместе со своим зятем Сердюковым разыграли настоящую комедию: последний подал в отставку по причине родственных отношений с премьером. Однако в 'подвешенном состоянии' Сердюков оставался всего неделю: президент отставку не принял. Как продемонстрировал недавно журнал 'Власть', Россия превращается в государство семейных кланов. В общем, юноши, дерзайте - дочери Путина скоро подрастут!
Кроме того, Путин наконец уволил своего давнего врага - бывшего петербургского мэра Владимира Яковлева, чье долгое и ничем не оправданное пребывание в правительстве лишь вызывало вопросы - не припас ли он серьезный компромат на президента? Его место занял Дмитрий Козак, в прошлом главный советник Путина по юридическим вопросам. Переход Козака в правительство следует расценивать позитивно, хотя разработанная им судебная реформа была полностью сорвана Путиным в ходе 'Дела ЮКОСа'.
Перед последними президентскими выборами, в 2004 г., Путин поменял состав кабинета, давая понять избирателям, что их мнение значения не имеет. Очевидно, на сей раз он повторил тот же трюк: он дает нам понять, что ему нужно еще одно недееспособное правительство. Впрочем, если честно, это самое лучшее, на что мы можем надеяться.
Одной из важных тенденций второго путинского срока стал переход значительной части полномочий от правительства, губернаторов и парламента к новому 'Политбюро' - как справедливо называют руководство Администрации президента. И состав нового правительства говорит о том, что положить конец этому негативному процессу никто не собирается. Будущий политический курс Зубкова - хоть он и не распространялся особо на эту тему - выглядит очевидным.
Во всех этих событиях есть один позитивный элемент: министр финансов Алексей Кудрин не только сохранил свой пост, но и вновь возведен в ранг вице-премьера. Кудрин - лучшая гарантия макроэкономической стабильности и разумной финансовой политики в России.
Отставка Грефа - единственного убежденного сторонника вступления страны во Всемирную торговую организацию, означает, что в ближайшие годы - пока Путин и Зубков остаются у власти, а цены на нефть не снизятся - Москва не войдет в ее состав.
Выступая на заседании Думы, где утверждалась его кандидатура, Зубков сосредоточил внимание на промышленной политике - которую он трактует в чисто коммунистическом духе. Другим лейтмотивом его программного заявления стало укрепление военно-промышленного комплекса, с акцентом на авиастроение и кораблестроение. Если он не 'сменит мелодию', новый премьер станет настоящим могильщиком российской промышленности. Более того, катастрофическая кампания ренационализации в стране, скорее всего, будет продолжена.
По сути Зубков говорил лишь об усилении госконтроля и господдержки всего и вся - не в последнюю очередь сельского хозяйства. Но в этом нет ничего неожиданного, с учетом знаний и опыта, которые он накопил в прежние времена на посту директора совхоза: Зубков отлично научился пускать по ветру государственные деньги. Вот только возникает вопрос: неужели именно в этом нуждается современная Россия?
В думском выступлении Зубков упомянул о принятии закона по борьбе с коррупцией, но в необычайно расплывчатых выражениях. Впрочем, иначе и быть не могло. Если бы он всерьез намеревался бороться с коррупцией, то ни за что бы не согласился с сохранением в составе правительства самых дискредитированных приспешников Путина.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник вашингтонского Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics). Он только что опубликовал книгу 'Как строился капитализм: преобразования в Центральной и Восточной Европе, России и Центральной Азии' ("How Capitalism Was Built: The Transformation of Central and Eastern Europe, Russia, and Central Asia")
_____________________________________
Удастся ли Путину стать Березовским? ("Respublika", Литва)
Список дел для будущего президента ("Christian Science Monitor", США)