Special to washingtonpost.com's Think Tank Town
Friday, September 28, 2007; 12:00 AM
На позапрошлой неделе президент России Владимир Путин удивил всех, назначив своим новым премьер-министром относительно малоизвестного Виктора Зубкова. Несколько месяцев наблюдатели с большим волнением ожидали назначения нового премьер-министра, поскольку принято считать, что этот человек станет следующим президентом России. Никто и помыслить не мог, что этот пост займет Зубков. Вновь непредсказуемый Путин ошеломил экспертов по России.
Мне довелось наблюдать за событиями в Москве с близкого расстояния: две недели назад я участвовал во встрече дискуссионного клуба 'Валдай', участники которого - главным образом, западные журналисты и ученые - получают уникальную возможность пообщаться с основными представителями российской политической элиты, включая Путина. Форум проводится при поддержке российского информационного агентства РИА Новости и является частью кремлевской пиар-кампании.
Первым, что бросилось мне в глаза по прибытии в Москву, были расставленные по всему городу новые рекламные щиты со словами 'План Путина - победа России'. Что за план? Что за победа? И над кем?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что еще никогда ставки не были так высоки для России и остального мира. Россия обладает не только крупнейшим в мире арсеналом ядерных материалов и правом вето в Совете Безопасности ООН; в ее руках также такие новые рычаги, как гигантские запасы углеводородов и третий по величине золотовалютный запас в мире.
Встреча с первым вице-премьером Сергеем Ивановым была одной из первых в повестке дня клуба. Иванов, друг Путина еще с тех времен, когда в начале 1970-х они вместе работали в КГБ, казался фаворитом в гонке потенциальных преемников. Но произошло нечто поразительное. За несколько минут до нашей встречи с Ивановым никому не известный Зубков был номинирован на должность премьер-министра. Нас ждала встреча с человеком, которого, вероятно, только что обошли стороной.
Но если эти новости вызвали у Иванова какое-то разочарование, то он ничем не выдал его в ходе своего более, чем двухчасового политического представления, которое можно оценить на 'пять с плюсом'. Отвечая на вопрос о планах Путина, Иванов посоветовал нам попробовать 'надавить на него посильнее'.
Через два дня мы еще раз убедились в том, что Путин не из тех, на кого можно 'надавить', поэтому сложно сказать, что мы узнали, беседуя с ним. Он ясно дал понять, что в обозримом будущем останется в российской политике. В конце концов, Путин и его команда взяли хороший старт на пути к возвращению России статуса великой державы, но они считают, что восьми лет у власти недостаточно для реализации подлинно стратегического плана - на это им бы понадобилось от двадцати до тридцати лет.
И здесь на сцену выходит созданная Кремлем правящая партия 'Единая Россия'. Один из ведущих представителей 'Единой России' Олег Морозов сообщил нам, что, по его сведениям, в начале октября Путин выступит на очередном съезде партии с важным заявлением. Сегодня Путин обладает в России такой же политической властью, как любой лидер после Сталина. Обладая огромной популярностью, он даст свое благословение партии 'Единая Россия' и позволит ей тем самым заручиться не менее, чем 50 процентами голосов на декабрьских выборах. Когда Путин уйдет со своего поста, если он действительно уйдет (а это большое 'если'), я не удивлюсь, увидев его в роли главы партии. Этот шаг сделал бы ее институтом, обладающим реальной властью и инициативой. 'Единая Россия' станет для него средством сохранения политического влияния. Один из ключевых советников Путина Владислав Сурков заявил, что задача 'Единой России' - не просто победить на следующих выборах, но и оставаться партией власти на ближайшие несколько десятилетий, подобно Либерально-демократической партии Японии или Институционально-революционной партии Мексики.
Так как же неожиданное назначение Виктора Зубкова на пост премьер-министра вписывается в план Путина? Путин уверил нас в том, что Зубков абсолютно надежный и высокопрофессиональный бюрократ, который, занимаясь по долгу службы 'финансовой разведкой' в России, обладает всей информацией о том, кто чем владеет и на что расходует свои деньги. Безусловно, эта информация крайне ценна. Сегодня Кремль прямо и косвенно контролирует денежные потоки, объем которых составляет более половины триллиона долларов в год. Зубков гарантирует, что никто не воспользуется политическим переходным периодом, чтобы получить доступ к этим средствам или нарушить планы передачи власти.
В конце концов, кто бы ни был преемником - Зубков, Иванов или кто-то еще - это менее важно, чем 'план' Путина и роль партии в его реализации. Посетив Россию, мы убедились в том, что подробности плана будут обнародованы, лишь когда Путин сочтет это нужным. Но Путин сказал нам, что России необходим 'сильный президент'. Эту роль мог бы сыграть Иванов, но вряд ли Зубков. При этом человеком, который совершенно точно справился бы с этой задачей, Путин, конечно, считает себя
Среди московских знатоков кремлевских интриг ходит слух о том, что Кремль очень внимательно изучает опыт президента США Франклина Делано Рузвельта, который четыре раза возглавлял страну, проведя ее через Великую депрессию и Вторую мировую войну. Возможно, Путин убедил себя в том, что он единственный, кто может 'спасти' российский народ, и что работа еще не закончена - совсем как Рузвельт, решивший в 1940 г. выдвигаться на третий срок. Аналогия с Рузвельтом грешит двумя неточностями. Во-первых, Россия не ведет мировую войну и не погружена в экономическую депрессию; сейчас нет нужды в 'спасителе'. И во-вторых, в отличие от Соединенных Штатов тридцатых годов, Россия не установила традицию передачи исполнительной власти посредством свободных и справедливых выборов. Создание этой традиции путем ухода в отставку будет иметь большое значение для политической эволюции России. Тем самым Владимир Путин получит возможность сделать самый весомый вклад в свое политическое наследие.
Эндрю Качинс - старший научный сотрудник и директор Программы России и Евразии в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований.
______________________________________
Карьера Путина - настоящий вестерн ("Daily Mail", Великобритания)
Новый премьер и путинское 'Политбюро' ("The Moscow Times", Россия)