Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В косовском вопросе надо стоять твердо

ЕС не должен прислушиваться к тем коварным голосам, которые выступают против независимости края Косово

В косовском вопросе надо стоять твердо picture
В косовском вопросе надо стоять твердо picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Медленно, и пока далеко не уверенно Косово продвигается навстречу независимости. Сейчас совершенно не ясно, является ли это движение лишь глупой претензией или фактом, который скоро найдет свое подтверждение. Но его тень прочно нависла над сегодняшней встречей сербских и албанских представителей, проводящих переговоры в Нью-Йорке о будущем этого края, который был причиной недавней войны в Европе.

Медленно, и пока далеко не уверенно Косово продвигается навстречу независимости. Сейчас совершенно не ясно, является ли это движение лишь глупой претензией или фактом, который скоро найдет свое подтверждение. Но его тень прочно нависла над сегодняшней встречей сербских и албанских представителей, проводящих переговоры в Нью-Йорке о будущем этого края, который был причиной недавней войны в Европе.

Попытка выработать взаимоприемлемое решение была в этом году сорвана, поскольку Россия заявила, что наложит вето на план ООН, разработанный бывшим президентом Финляндии Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari). В соответствии с этим планом край Косово должен был получить независимость при соблюдении ряда условий и под контролем Евросоюза. Столкнувшись с угрозой вето, ЕС заколебался. Французский президент Николя Саркози предложил продолжить переговоры и назначить срок их окончания - 10 декабря. Этот переговорный процесс идет сейчас.

Самый большой вопрос состоит в том, что произойдет, если соглашение так и не будет достигнуто. А это очень вероятно. Провозгласят ли косовские албанцы независимость в одностороннем порядке? Ответят ли на это косовские сербы тем, что также провозгласят свои анклавы независимыми, а затем попросятся в состав Сербии? Признают ли США и ЕС Косово? Как отреагирует Россия? Не пойдет ли она на признание самопровозглашенных грузинских республик Абхазии и Южной Осетии, которые являются зонами 'замороженных конфликтов' даже дольше, чем сам край Косово?

Сербские политики ведут хитрую и умную игру. На этой неделе они активно курсировали в коридорах штаб-квартиры ООН, говоря о необходимости соблюдения норм международного права. Возглавляли эти действия получивший образование в Великобритании и США министр иностранных дел Сербии Вук Джеремич (Vuk Jeremic) и президент Борис Тадич (Boris Tadic), выступающий за присоединение к ЕС. Они утверждают, что в Резолюции ООН N 1244, приведшей к окончанию войны в Косово, говорилось о сохранении территориальной целостности Югославии (то есть Сербии), а для Косово предлагалось самоуправление, но отнюдь не независимость. При этом данный вопрос должен был находиться в юрисдикции ООН. Признание Косово без согласия на то ООН станет таким же серьезным нарушением сербского суверенитета, как и военные действия НАТО в 1999 году.

Чтобы обосновать свои заявления, правительство Сербии предлагает передать Приштине беспрецедентные полномочия. Албанцы могут руководить буквально всем, за исключением внешней политики и обороны. Сербы также обещают внести поправки в конституцию и дать косовским албанцам места в различных федеральных органах. За юридическим вопросом стоит вопрос нравственного порядка: зачем нужно наказывать новую, современную Сербию, стремящуюся к сближению с ЕС за преступления мертвого тирана Слободана Милошевича? Они даже призвали ЕС дать Сербии статус кандидата в члены этого клуба, чтобы тем самым сдержать радикальных сербских националистов.

Все это - лишь коварные сладкоголосые песни сирен, и Евросоюз должен без колебаний отвергнуть такие просьбы и доводы. Предостережением для европейских Одиссеев наших дней должен стать Кипр. Самая большая ошибка Евросоюза в этом веке состояла в том, что он позволил Кипру вступить в свои ряды без урегулирования греческо-турецкого спора на этом острове. Брюссель потерял все козыри в данной игре.

Российская позиция близка сербской - здесь сочетается сила закона и интересы политики. Владимир Путин во время беседы с иностранными специалистами по России в своей черноморской резиденции две недели назад был непреклонен. Когда мы столпились вокруг него как пассажиры в переполненном лифте, он сказал нам: 'Наша позиция по Косово более обоснованная и здравая, чем ваша. Ее необходимо принять, и не следует ломать всю систему международного права'.

Когда его спросили, не ответит ли он на признание Косово Соединенными Штатами признанием Абхазии Россией, Путин заявил: 'Давайте посмотрим, как отреагируют на это люди на севере и юге Кавказа. Я знаю этих людей. Они просто скажут, что Россия бросила их под давлением со стороны США'.

'Зачем мне вторая Чечня? Этого мне только не хватало, - саркастически продолжил он, - я не собираюсь открывать второй фронт на Кавказе лишь для того, чтобы удовлетворять потребности американского предвыборного графика. Если из-за неспособности отреагировать на события в Косово и из-за отсутствия каких-либо действий с нашей стороны произойдет эскалация напряженности, то эти люди скажут, что мы их предали. Они возьмут в руки оружие, и будет еще хуже'.

Его аргументы разумны. Они совершенно определенно направлены на то, чтобы удержать Вашингтон от признания косовской независимости, не говоря уже об американских действиях по ее поддержке. В конце концов, Грузия - это лучший друг Буша на Кавказе, и Путин хочет, чтобы Запад знал: если Вашингтон усложнит жизнь Белграду, он вполне может усложнить жизнь Грузии.

Означает ли это, что сторонники косовской независимости должны отступить? Кое-кто в Европе с этим согласится, особенно в Словакии и Румынии, которые обеспокоены действиями венгров, мечтающих об отделении. Согласится с этим и Испания со своими басками, а также Греция, опасающаяся проблем в Македонии. Остальная же Европа должна твердо стоять на своем и заявить Белграду и Москве, что поезд уже ушел. Война в Косово началась не из-за ложных заявлений о наличии там оружия массового уничтожения. Она не была нацелена на смену режима в Белграде. Она заключалась в ограниченных и вполне законных действиях обеспокоенных соседей этой страны по региону, которые хотели остановить резню и прекратить массовые этнические чистки. Она стала также первой в международной практике попыткой поставить новую пробную концепцию ООН - обязанность защищать - превыше национального суверенитета.

Территория, где 90 процентов населения подвергается репрессиям повелителей, говорящих на другом языке и исповедующих другую религию, не может быть стабильной. Притворство Сербии, говорящей, что теперь она будет обращаться с косовскими албанцами по справедливости, противоречит всему тому, что мы наблюдали в последнее время. В плане Ахтисаари были предусмотрены все возможные меры по защите косовских сербов, включая присутствие международной полиции и войск, а также защиту монастырей и памятников культуры. При своем близоруком руководстве нынешнее поколение сербов может и не признать того, что Косово для них потеряно. Но их последователи сделают это, когда Евросоюз успокоится и возьмет дело в свои руки.

_____________________________________________________________

ЕС опасается косовского тупика ("The Financial Times", Великобритания)

Торговля вокруг Косово ("Le Monde", Франция)