Несколько дней назад прошли выборы управляющего директора Международного валютного фонда. Им стал Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn), кандидатура которого была выставлена Европейским Союзом. Всем, кто так или иначе занимался этим вопросом, было понятно, что если США и ЕС договорятся между собой, то победа французского кандидата будет предопределена. Отсюда возникает естественный вопрос, который несколько раз поднимался и в прессе, и входе закрытых консультаций: зачем Москве в таком случае предлагать альтернативного кандидата, Йозефа Тошовского (Josef Tosovsky), зная, что при существующей системе распределения квот, от которой зависит исход голосования, его шансы все равно невысоки? Я бы хотел разъяснить позицию России.
Во второй половине 40-х годов 20-го века в рамках неформальной системы, построенной на основе Бреттон-Вудского соглашения, США и ведущие страны Западной Европы приняли решение установить свой контроль над международной финансовой системой. С тех пор прошло более полувека, и в мире многое изменилось. В мировой экономике растет значение таких стран, как Китай, Индия и Бразилия, и при организации глобальной финансовой системы не принимать это во внимание невозможно. Еще в 2000 году министр финансов Италии предупреждал, что система выборов, позволяющая США и Западной Европе по соглашению между собой расставлять людей на ведущие посты в важнейших международных финансовых институтах, оставляя всему остальному миру лишь возможность пассивно наблюдать за процессом, неправильна и в долгосрочной перспективе нестабильна. Еще тогда The Financial Times писала, что больше подобное продолжаться не может.
В июле главы финансовых ведомств Австралии, Бразилии и ЮАР открыто выразили мнение, что от принципа, согласно которому при выборе кандидата на ключевой пост решающим фактором становится его гражданство, пора уходить. Решения о том, кто должен встать во главе МВФ и Всемирного банка, должны приниматься на основе их профессиональной квалификации, опыта и способности решать задачи, с которыми эти институты сталкиваются в своей деятельности.
Предлагая кандидатуру господина Тошовского на пост управляющего директора МВФ, мы исходили именно из этой мысли. У него есть опыт работы во время экономического кризиса, связанного с коллапсом социалистической экономики; при нем произошло безболезненное разделение чешской и словацкой валют. Именно наличие такого опыта важно для того, кто должен решать сложные задачи, которые ставят перед Бреттон-Вудскими институтами нынешние финансовые рынки. Однако самым важным соображением в свете выборов руководства МВФ для нас была необходимость обозначить свою позицию, связанную с основой принятия решений по дальнейшему функционированию этого органа. Мы поставили своей целью начать серьезную дискуссию о том, каким образом должны быть организованы институты, призванные обеспечивать финансовую стабильность и стабильный рост мировой экономики. Своей цели мы добились.
Свои приоритеты в случае избрания его управляющим директором МВФ господин Стросс-Кан излагал в своей сентябрьской статье: адаптация фонда к условиям изменяющегося мира, расширение международной поддержки руководства фонда, увеличение квот развивающихся стран и изменение механизма голосования, а также правил и процедур фонда, чтобы все его участники чувствовали себя вовлеченными в процесс принятия решений.
Трудно со всем этим не согласиться, тем более что все эти пункты обсуждались в течение долгого времени. Однако практических подвижек в этом направлении практически нет. Мир финансов - жесткий мир, он верит делам, а не словам. Мы рассчитываем, что новый управляющий директор проведет в жизнь тот спектр предложений, с которым он выступил, и с особенным вниманием все будут следить за основным показателем - перераспределением квот в МВФ.
Чтобы эффективно действовать в случае кризиса, МВФ и Всемирный банк должны быть дееспособными организациями, а необходимым условием дееспособности представляется доверие мирового сообщества и согласие подавляющего большинства государств с правилами, по которым действуют эти институты.
Нетрудно понять, что если в значительной части мира та или иная структура считается инструментом установления господства одной страны или группы стран над другими, такая структура теряет свою легитимность и перестает быть эффективным инструментом вообще. Мы искренне надеемся, что новый управляющий директор МВФ выполнит программу, с которой выступает. Потому что если он этого не сделает, об МВФ как серьезном глобальном институте финансового регулирования можно будет забыть.
Алексей Кудрин - заместитель премьер-министра и министр финансов Российской Федерации
_____________________________________________
Вызов Западу: Россия выставляет своего кандидата на пост главы МВФ ("The Washington Post", США)
Предложенный Россией кандидат может возглавить МВФ ("The Financial Times", Великобритания)
Будет ли реформирован МВФ? ("Inter Press Service", Италия)