Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Там, где капитализм превыше демократии

Америка и Европа должны взглянуть на Россию как на развивающееся капиталистическое общество, а не неудачный демократический проект

Там, где капитализм превыше демократии picture
Там, где капитализм превыше демократии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня отношения между Россией и Западом приняли скверный оборот. Но какой оптимизм царил, когда пала берлинская стена! Михаил Горбачев говорил о нашем 'общем европейском доме'. Борис Ельцин зондировал почву на предмет вступления России в НАТО. Президент Джордж Буш взглянул в глаза Путину 'и почувствовал его душу'.

Getting Russia Right

By Dmitri Trenin

Carnegie Endowment for International Peace $19.95 (£11.99)

Сегодня отношения между Россией и Западом приняли скверный оборот. Но какой оптимизм царил, когда пала берлинская стена! Михаил Горбачев говорил о нашем 'общем европейском доме'. Борис Ельцин зондировал почву на предмет вступления России в НАТО. Президент Джордж Буш взглянул в глаза Путину 'и почувствовал его душу'.

Все это в прошлом. Теперь возвращается недоверие, напоминающее о днях 'холодной войны'. Буш вторгся в Ирак и вышел из договора о противоракетной обороне. Путин обвинил США в 'незаконных односторонних действиях' и приостановил выполнение Россией еще одного ключевого договора в сфере контроля над вооружениями. Вице-президент США Дик Чейни обвинил российское правительство в использовании нефти и газа для шантажа.

Ситуация не самая лучшая и до боли знакомая. Неужели соперничество между Россией и Западом неизбежно? Неужели нельзя восстановить стабильность в отношениях?

Дмитрий Тренин, один из самых рассудительных российских аналитиков ситуации в родной стране, прослужил более двадцати лет в советских и российских вооруженных силах. Теперь он занимает должность заместителя директора московского Центра Карнеги. Он убежден в том, что Россия изменилась к лучшему.

'Сегодняшняя Россия настолько отличается от Советского Союза, что любому объективному наблюдателю в России мысль об СССР в версии 2.0 покажется нелепой', пишет он в своей великолепной новой книге 'Понять Россию' (Getting Russia Right).

Тренин и оптимист, и пессимист: он верит в то, что пути назад нет, но опасается, что отношения погрязли в недоразумениях. Его также тревожит то, что Россия может пережить популистскую и националистическую реакцию против своих 'жадных и безответственных элит'.

Тренин признает, что Россия не является демократической страной. Рассчитывать на это всегда было неразумно, пишет он. Это царистская политическая система, в которой все основные политические решения принимаются Кремлем. Разделение властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвью - лишь формальность, а политические партии - муляжи. Страна называется федерацией, будучи на самом деле крайне централизованным государством. Так что хорошего мало.

Однако важнее то, что произошли две ключевые перемены: зародился класс собственников, и страна открылась внешнему миру. Начался обмен с миром людьми и идеями.

По словам Тренина, 'это очень жесткий, грубый и жизнерадостный капитализм', но появление частной собственности означает, что как олигархи, так и средний класс будут требовать недвусмысленного соблюдения законности. Конечный результат еще не определен. Три процента населения - очень богатые, процентов 20 можно отнести к зарождающемуся среднему классу, а еще 20 процентов - чудовищно бедны. Судьба остальных еще не решена.

Сегодняшняя Россия - новая страна, говорит Тренин. Прежде она всегда была империей. Но у нее большой исторический багаж. Она считает себя оплотом христианства против Востока. Она хочет быть похожей на Запад, но на собственных условиях. Она разрывается между западниками и неославянофилами, и, похоже, последние одерживают верх в этом споре. Они считают западную демократию заговором с целью обрушить устои страны.

Но также это корпорация 'Россия'. Члены правления - Путин и его министры. Группа инсайдеров управляет страной как компанией. Ее основные инструменты - "Газпром" и 'Роснефть'. 'Цель заключается в том, чтобы помочь российским компаниям добиться ведущих позиций в мировой высшей лиге, не допустив при этом 'захвата' чужими самых ценных российских активов'.

А что же Запад? Имеет ли эта концепция смысл сейчас, когда 'холодная война' завершена? Тренин считает, что и НАТО и Европейский Союз подходят к пределу своего расширения. Глобального НАТО не будет. ЕС также не станет глобальным игроком. Вместо этого возникает новый Запад, основанный не на демократии, а на капитализме. Его партнерами могут стать Китай и Индия. А в свое время - и Россия, считает он.

По его мнению, Россия слишком велика и сложна, а также, возможно, отстала, для интеграции со старым Западом. Ее элита слишком привыкла к великодержавному мышлению. Но капитализм новым россиянам по душе. Возможно, благодаря этому, однажды возникнет представительная форма правления.

'Америка и Европа должны взглянуть на Россию как на развивающееся капиталистическое общество, а не неудачный демократический проект', - заключает он. Следующей остановкой после коммунистической авантюры будет не демократия, а, скажем, 'Законность'.

Безусловно, это будет прогрессом. Но не нужно преждевременно списывать демократическую реформу со счетов. Возможно, ее российский вариант будет выглядеть по-своему, и возникнет нескоро, но демократические институты жизненно важны для того, чтобы не позволить российскому капитализму остаться бандитским, распределяющим блага среди узкого круга избранных.

Квентин Пил - журналист международного отдела FT

________________________________________

Наследие Путина: Россия, которой не нужна милость Запада ("The Guardian", Великобритания)

Видеомост Москва-Лондон с участием Квентина Пила ("The Financial Times", Великобритания)